vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Удивительная история создания и транспортировки колонн для Исаакиевского собора

Триумф бригады каменотеса Суханова.  15 сентября 1820 года в Санкт-Петербург доставили первые колонны Исаакиевского собора
О. Монферран. Внешний вид Исаакиевского собора.

Двести лет назад, в погожий пятничный день, к временной пристани на Английской набережной Невы причалило плоскодонное грузовое судно. Корабль был заметно перегружен, казалось, еще немного, и вода начнет заливать палубу. На борту - первые колонны для Исаакиевского собора, храма, о котором три десятилетия спустя заговорит весь мир.
.

Под стать величественному Исаакию - удивительная история создания и транспортировки громадных колонн для храма. Вызов XIX века извозчиков третьему тысячелетию космических станций...

.

В. Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823 год.

Карьера бурлака
.
Строительство храма началось в 1818 году. На тот момент окончательный проект архитектора Огюста Монферрана (1786-1858) еще не утвердили, но было известно, что Исаакий будет строиться на европейский манер. А, значит, с колоннами.
.
Где брать гранит, вопросов не возникало. Добычу камня решено было вести в каменоломне Пютерлакс (на территории современной Финляндии), там же в свое время брали гранит для Казанского собора. Не было сомнений и в том, кто станет первым исполнителем-подрядчиком.
Конечно, каменотес Самсон Суханов, который десятью годами ранее руководил созданием колонн в Казанском соборе.

Выходец из крестьянской семьи, с Вологодчины, он занимался бурлацким делом, в 30 с небольшим переехал в Петербург, подрядился участвовать в строительстве Михайловского замка. В считаные месяцы Суханов освоил профессию каменотеса, показал себя хорошим организатором и, как сказали бы сейчас, начал быстро делать карьеру.
.
Cпустя 20 лет после переезда в Петербург Суханов руководил крупной подрядной организацией, занимался строительством особняков, государственных зданий, "Гранит вручную сам уже не обтачивал. Руководил бригадой и, несмотря на свое происхождение, тянул из работников все жилы."
.

О. Монферран. Выгрузка и монтаж колонн Исаакиевского собора.
.
Бригадный подряд XIX века
.
В свою бригаду Самсон Суханов набирал государственных крестьян из северных губерний. У них забирали паспорта. Аванс выдавали таким образом, чтобы работник все время оставался должен начальнику и вынужден был  отрабатывать. Работа на каменоломне не прекращалась шесть дней в неделю, по будням продолжительность смены составляла 13 часов, в субботу отпускали на час раньше. Сохранился договор рабочего, устроившегося в каменоломню к Суханову в 1820 году:
.
"Если кто-то из нас по воле божьей сделается болен, с таковых вычитать только одну плату, а ежели кто не выйдет работать за пьянством или за своими делами, то с таковых выщитывать за один день вдвое противо платы".
.

Э. Шлихтинг. Архитектор Монферран на ломке гранита в Финляндии.
.
Использовался и детский труд. 21 мая 1820 года проверяющий ход работ чиновник Барушкевич представил рапорт комиссии по перестройке Исаакиевского собора, где указал: "...у Суханова при работе находятся мальчики, коих сила по возрасту и летам, не соответствовала тяготам работы".
.
Впрочем, в таких же условиях рабочие трудились и на других больших стройках той эпохи.
.
Через несколько месяцев после того, как на каменоломню пришел Суханов, комиссия заключила договор на изготовление колонн со вторым подрядчиком - олонецким купцом Архипом Шихиным. В бригаде Суханова работало 400 человек, у Шихина - 270. На изготовление одной колонны уходило несколько месяцев. Сначала рабочие выкалывали прямоугольную глыбу, потом вытачивали из нее цилиндр...

.
Каждая колонна весила почти 9 тысяч пудов. Доставку взялся обеспечивать предприниматель Жербин. Специально для транспортировки были спроектированы два судна. А для выгрузки колонн (по проекту Третера) построили временную деревянную пристань - рядом со стройплощадкой, где колонны шлифовались. Этой работой тоже занимались камнетесы, и она хорошо оплачивалась. В месяц - до 85 рублей, больше платили только кузнецам (100 рублей), а разнорабочие получали 35-45 рублей.
.
Первые колонны доставили в Петербург в 1820 году. Но установили только в 1828-м. Почему?
.


О. Монферран. Выгрузка и монтаж колонн Исаакиевского собора.
.
Тайна затонувшего корабля
.
Еще в 1820 году в проекте Монферрана были обнаружены ошибки. Их исправление заняло несколько лет, работы на стройплощадке были временно заморожены. Это, впрочем, не коснулось колонн - их вырубка, доставка в Петербург и шлифовка шли в обычном режиме. Не обходилось и без ЧП: 24 июля 1824 года у Исаакиевского наплавного моста (соединял Васильевский остров с Сенатской площадью) затонул грузовой корабль с двумя колоннами. Их оперативно подняли со дна Невы, в операции были задействованы 600 человек. И это, скорее всего, не единственный случай.

.

Е. Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834 год
.
Два года назад в Финском заливе подводные археологи обнаружили затонувший корабль, а на нем - два гигантских грубо обтесанных цилиндра. Не исключено, что это колонны для Исаакиевского собора.

.
Но после 1824 года колонны стали возить не на грузовых судах, а на барже, которую тянули два паровых буксира - их изготовили на заводе известного промышленника Чарлза Берда. Спустя 10 лет по той же технологии в Петербург доставили и Александрийскую колонну.
Она весила около 600 тонн - почти в 4,5 раза больше, чем каждая из колонн Исаакиевского собора!
.

Как исправляли просчет зодчего
.
Ошибка Огюста Монферрана, которая закралась в проект и приостановила ход работ, так и не была до конца устранена - еще во время строительства выяснилось, что у собора неравномерная осадка. Обследование, проведенное в 70-е годы XIX века, показало, что колонны отклонились от своей оси на несколько сантиметров. По стенам пошли трещины. Появились они и на колоннах.
В конце XIX века Исаакиевский собор вновь оброс строительными лесами. Мастера выравнивали основание колонн. Срезали их верхнюю часть. Делали реставрационные вставки в наиболее поврежденных местах.
.
Спустя десятилетия другие повреждения на колоннах решено было сохранить - следы от осколков, напоминание о бомбежках Великой Отечественной...
.

.
P.S. Строительство храма было закончено в 1858 году. В том же году скончался Огюст Монферран. Самсон Суханов не смог исполнить несколько подрядов и разорился. Умер мастер в безвестности и нищете еще до окончания строительства собора. @

Tags: Петербург, архитектура, технология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments