vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Дом-усадьба Барышникова, Мясницкая ул., 42





Старинный особняк 1802 года, построенный по проекту Матвея Казакова и остающийся до сих пор одним из самых ярких шедевров московского классицизма. В XIX веке это был жилой дом, принимавший самые сливки московского общества – от Грибоедова и Толстого до декабристов.
За все прошедшие годы внешний вид усадьбы почти не изменился.




В самом конце   XVIII столетия отставной майор, богатый помещик и владелец конных и хлебопекарных заводов и многочисленных фабрик Иван Иванович Барышников заказывает знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову проект усадьбы в его владении по Мясницкой улице (ныне дом №42). Строительство велось с 1793 по 1802 годы.


Иван Иванович Барышников (1749–1834) – отставной майор
Свои богатства Иван Барышников получил по наследству от отца, тоже Ивана Барышникова, только Сергеевича. В 35 лет дослужился до капитана и, по получении наследства в 1784 г., вышел в отставку в чине майора. Иван Иванович, получил после смерти отца огромное наседство: каменный дом в Петербурге, крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, даже вступил в масонское общество. В 1784 году он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу. В 1789 г. был пожалован в дворянское достоинство. Он был неординарным человеком. Рачительный и предприимчивый хозяин, Барышников владел конными заводами и хлебопекарной индустрией. Солидный доход купцу приносили садоводство, аренда мельниц, бондарное дело. Барышников также владел бумажной, суконной и стекольной фабриками, кожевенным заводом. Обладатель семейной галереи Барышниковых, портреты для которой пятнадцать лет рисовал Василий Тропинин (1776-1857).
.
Василий Андреевич Тропинин (1776, с. Карпово, Новгородская губерния—1857, Москва) — русский художник-крепостной. В юности он писал портреты своих хозяев, членов семьи графа Моркова, колоритных украинских стариков и большеглазых крестьянок, создал проект церкви в селе Кукавка и покрыл ее стены фресками, а между делом занимался домашней работой, красил колодцы и расписывал калитки. Получив вольную только в 47 лет, стал главным московским портретистом, востребованным и любимым. По картинам Василия Тропинина можно проводить перепись состоятельных, знаменитых москвичей и прекрасных москвичек, живших в первой половине XIX века.


Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1846)


Иван Барышников был большим ценителем искусства, особенно архитектуры. Для проектирования своих усадеб он приглашал известнейших архитекторов того времени, например, Матвея Казакова. Его считали одним из крупнейших коллекционеров картин того времени. В картинной галерее купца были произведения Брюллова, Левицкого и даже Рафаэля. В имении Алексино работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов.
.

Матвей Казаков построил усадьбу Барышникова на Мясницкой улице в форме буквы «П».



Такая необычная, но блестящая внутренняя планировка дома позволила полностью включить в новое здание старые палаты XVII века. Это был изысканный классический ансамбль. Центральная часть дома была украшена коринфским портиком.








Парадный двор окружали колонные галереи, ныне утраченные. Ограда парадного двора на белокаменных колонках с кованой решеткой соединяла торцы боковых крыльев. Самое потрясающее то,  что сохранилась это уникальная по своей красоте металлическая ограда – со строгой изящной решеткой между круглых белокаменных колонок с чугунными шарами. Подобные ограды в Москве полностью уничтожены.






Правая часть здания скрывает в своём объёме двухэтажные палаты рубежа XVII-XVIII веков.





В пожар 1812 года усадьба не пострадала от огня, но была почти полностью разграблена французскими солдатами. Барышникову довольно долго пришлось восстанавливать её после погрома.

.
За прошедшие годы внешний вид дома почти не изменился. Внутренний двор усадьбы небольшой, и, чтобы преодолеть этот недостаток, Казаков выдвигает вперед портик, широко использовавшийся в архитектуре классицизма, а колонны ставит на высокий цоколь и далеко отодвигает от стены. Это придает портику необычную пространственность, а сам фасад становится величественным и торжественным.
.


В 1823 году владение перешло к Степану Никитичу Бегичеву, когда он женился на дочери Ивана Барышникова Анне. Вскоре после этого Степан Никитич вышел в отставку в чине полковника (военная служба тяготила его) и поселился в доме на Мясницкой. Бегичев некоторое время состоял в декабристской организации «Союз благоденствия», но довольно быстро вышел из неё. В 1826 году следственный комитет по делу декабристов постановил «Бегичева внести в список 42 отставших членов «Союза благоденствия», кои оставлены без внимания».

Анна Ивановна Бегичева, урожд. Барышникова (? – ?), дочь артиллерии майора, помещика и фабриканта Ивана Ивановича Барышникова (1749 – 1834) и Елизаветы Ивановны, урожд. Яковлевой (1772 – 1806). Замужем (1823) за декабристом полковником Степаном Никитичем Бегичевым (1785 – 1859), развод.

Хатрин (? - ?) Портрет Анны Ивановны Бегичевой. Перв. пол. XIX в.
Государственный Эрмитаж. источник


Степан Никитич Бегичев (1785-1859) – друг Грибоедова, мемуарист.
С 1802 г. до 1823 г. Степан Бегичев был на военной службе. Однако относился к ней без энтузиазма. Весной 1823 г. осуществилась его давняя мечта. Он женился на Анне Барышниковой, приданое которой обеспечило ему спокойную семейную жизнь. Осенью того же года Бегичев вышел в отставку по болезни с чином полковника. В 1844 г. Бегичев женился во второй раз на француженке-гувернантке Марии Ивановне Лелу. Видимо, Анна к тому времени умерла, оставив ему шестерых детей.

Степан Бегичев, 1810-е гг.



А.С. Грибоедов

Новый владелец усадьбы на Мясницкой был в тесных дружеских отношениях с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Дружба их завязалась ещё в 1813 году во время службы в иркутском гусарском полку. Автор произведения «Горе от ума» гостил в доме Бегичева зимой 1823-1824 годов. Комнаты Грибоедова, где он работал над своей комедией, находились в левой части здания.





В этом же здании впервые прозвучал и знаменитый вальс А.С. Грибоедова.


Изучая биографию Грибоедова мы знаем, что он был блестящим дипломатом, знающим шесть языков. Но не все знают, что Александр Сергеевич был талантливым пианистом и композитором, сочинившим первый вальс в России.
В начале 19 века в России вальс только начинал входить в моду, так как до этого слушать вальсы и танцевать вальс считалось дурным тоном. Более того, существовал официальный запрет императора Павла I, запрещающий танцевать вальсы в Российской империи. Популярным же в России вальс стал уже в середине 19 века. А одаренный пианист Александр Грибоедов уже в 1824 году создал несколько музыкальных произведений, который дошли до нас не полностью. Сохранились лишь два вальс ( Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор), благодаря которым Грибоедов вошел не только в историю отечественной литературы и дипломатии, но еще и музыки.


Степан Никитич тяжело перенес смерть Грибоедова и до конца дней не мог себе простить, что именно он уговорил своего друга принять пост посланника в Тегеране.
.
При Бегичеве дом на Мясницкой становится культурным салоном Москвы. Здесь часто бывали поэты Д. Давыдов и В. Кюхельбекер, писатель князь В. Одоевский, композитор А. Верстовский.
.
Позже усадьбой владели дворяне Бекетовы. А во второй половине ХIХ столетия старинный дом приобретает казна, и здесь открывается Мясницкое отделение больницы для чернорабочих. К чернорабочим относили тогда всех сельских жителей, работавших в Москве по найму. В справочниках начала ХХ века по данному адресу числится уже Мясницкая городская больница.


Здание усадьбы. (Мясницкая городская больница) 1912 pastvu.com

К 1923 году здание пришло в аварийное состояние, и Мясницкую больницу перевели в бывшее Городское убежище для неизлечимых больных, а в 1922 году переименовали в «Городскую больницу хронических больных имени правозащитника и писателя В.Г. Короленко».



Коронационное убежище по адресу улица Короленко, 3 в городе Москве, организованное как приют для престарелых людей, а также хронических больных и людей, требующих специального присмотра (слепых, эпилептиков), начали строить в 1898 году. На церемонии присутствовали Николай II с супругой Марией Федоровной, в честь коронации которых и было названо это богоугодное заведение.


Ермаковская (ныне Короленко) улица, 1903  pastvu.com




В начале 90-х годов особняк Ивана Барышникова на Мясницкой улице передали в долгосрочную аренду редакции газеты «Аргументы и факты». С этого времени у дома появился новый хозяин, который с должным почтением относится к памятнику архитектуры. Во многом благодаря «Аргументам и Фактам» дом Барышникова, чудом переживший пожар 1812 года и десятилетия советской власти, сохранен практически в первозданном виде и до сих пор радует взор москвичей и гостей столицы.
.
Сегодня особняк является архитектурным памятником и находится под охраной государства. Здесь проходят бизнес- и event - мероприятия, пресс-конференции, брифинги и презентации федеральных и столичных ведомств и компаний, театральные вечера и костюмированные балы.



Tags: Барышников, Бегичев, Грибоедов, Москва, Мясницкая ул., Тропинин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments