vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Палаты Демидова, ул. Мясницкая, 40




Все многочисленные строения нынешних домов под № 40 по Мясницкой улице некогда составляли два владения. Первое из них (восточное), известное с начала XVIII века, принадлежало купцу, владельцу шелковой фабрики В.М. Евреинову. Второе (западное), более крупное, значилось за купцом-фабрикантом И.М. Полуярославцевым.







Палаты Блюментроста на ул. Кирова (Мясницкой), дом №40 1982 – 1985  Палаты до реставрации. Дом №40, строение 4. pastvu.com
Возвели их в 1690-е годы.


Первый владелец - Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619, Саксония —1705, Москва) — государственный деятель, ведущий специалит по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа. Лаврентий Алферович Блюментрост был немецким врачом на службе у царя Алексея Михайловича. Оба его сына также были врачами при царском дворе. Их палаты были построены еще в XVII веке, реконструированы в XIX веке.
.

В 1720 годы (?)палаты купил богатый купец Матвей Григорьевич Евреинов. От него усадьба перешла сыну, шелковому фабриканту  Василию Матвеевичу Евреинову (1740 год). В дальнейшем палаты перестроили под флигель усадьбы Н.Н.Демидова (ныне владения №№ 38-40), который купил несколько владений на Мясницкой.

ЕВРЕ́ИНОВЫ (Еврейновы, Иевреиновы), рос. дворянские роды.

Герб дворянского рода Евреиновых.



Описание герба
В верхней половине щита, в голубом поле, изображён до половины лев с короною на голове. В нижней красного цвета половине, находятся три шестиугольные золотые ЗВЕЗДЫ, две вверху и одна снизу (польский герб Карп).
.
Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Нашлемник: до половины лев в короне, обращённый в правую сторону и позади него два белых орлиных крыла. Намёт на щите голубой, подложенный золотом. Герб рода Евреиновых внесён в Часть 9 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи,



1) Наиболее известен род, ведущий происхождение от братьев иудейского вероисповедания Матвея Григорьевича (не позднее 1648 – не позднее 1724) и Фёдора Григорьевича (? – не ранее 1695), которые были взяты в плен в Мстиславле в 1655 в ходе русско-польской войны 1654–67, а затем в Москве отданы купцу гостиной сотни К. П. Волосатову (Жданову).


Они были крещены в православие, в 1668 по указу царя Алексея Михайловича получили свободу (позднее была сочинена легенда о польского происхождении и шляхетском достоинстве их мифического деда – П. Ф. Евреинова). В 1671 братья были записаны в московскую Мещанскую слободу, вели самостоятоятельную торговлю в овощном ряду. М. Г. Евреинов стал мещанским старостой, в 1678 зачислен в гостиную сотню, член Совета о купечестве и Комиссии для устройства Коммерц-коллегии (1713), в 1713–17 в числе шести богатейших московских купцов платил самые высокие налоги, в 1721 вошёл в учреждённую в 1717 П. П. Шафировым и П. А. Толстым компанию Московской шёлковой мануфактуры.
.
Сыновья Матвея Григорьевича Евреинова: Василий Матвеевич (1698 – ок. 1747), в 1737 основал полотняную фабрику; Андрей Матвеевич (1699–1755), который стал собственником части Московской шёлковой мануфактуры вместе с младшим братом Иваном Матвеевичем (1704 – после 1759), дворянином с 1744; Яков Матвеевич [1700–1772], действительный статский советник (1760), в 1716 отправлен царём Петром I в Испанию, Францию и Нидерланды для изучения языков и коммерции, российский генеральный консул в Испании (1723–25). Советник Мануфактур-коллегии (с 1742), агент в Нидерландах для организации торговых связей (с 1744), вице-президент (1745–53), президент (1753–1765) Коммерц-коллегии. Автор устава и руководитель Коммерч. банка. К 1763 владел 2 тыс. душ крестьян, первым из Евреиновых получил дворянство.


Яков  Матвеевич Евреинов (1700-1772)
Шелковой фабрики содержатель Яков Евреинов – в советники Мануфактур коллегии за его службу, что он был консулом в Испании и что прежде того был послан Петром Великим в чужие края для обучения купечеству и мануфактурам.



Портрет Якова Матвеевича Евреинова (1723, Неизвестный художник)

"Копнинские" (Ивантеевские) посессионные парусная, писчебумажная и суконная фабрики [1738 - наши дни]

В 1736 году купец Евреинов с компаниею из купцов выхлопотал привилегию на открытие в Москве суконной фабрики; дано было этой компании заимообразно из казны 10000 рублей без процентов, с обязательством выплатить их в течение трех лет мундирными сукнами. Дано было право беспошлинного привоза материала на десять лет и освобождение домов, принадлежащих членам компании, от военного постоя навсегда.
Производство шелковых тканей сосредоточивалось отчасти в руках того же купца Евреинова с компанией. Для успеха своего предприятия он в 1737 году выхлопотал привилегию каждогодно покупать на 10000 рублей китайского шелка, выплачивая за него сибирскими меховыми товарами.
История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
.
В 1738 году, арендовав на 20 лет землю на берегу р. Уча и купив мукомольную мельницу у д. Вантеево (ныне г. Ивантеевка) братья Василий (ум. 1747) и Андрей (ум. 1755) Матвеевичи Евреиновы устроили парусную фабрику. В 1741 г. на парусной фабрике Василия Евреинова трудилось 120 «мастеровых и работных людей» и до 200 вольнонаёмных. В 1743 г. советник Мануфактур-коллегии Яков Матвеевич Евреинов (1700-1772) открыл на р. Уча писчебумажную посессионную фабрику. (Мануфактуры XVIII века северо-востока Подмосковья)

Посессионные заводы -горные заводы, построенные частными людьми, но получившие от правительства лес, землю, рабочих или рудники.


Полуярославцев, Иван Михайлович
Полуярославцев, Иван Михайлович (1685 г. -после 1741 г.), Купец гостиной сотни, при Анне (1732) взял на откуп казенную суконную фабрику в Путивльском уезде. Производство шерстяных тканей, так покровительствуемое Петром I, равным образом пользовалось вниманием и при Анне Ивановне. В 1733 году дали привилегию фабриканту Полуярославцеву, владевшему фабриками в Москве и в Рыльском уезде  и овчарным заводом - из Малороссии запретили вывозить овчины за границу и обязали доставлять их ему на фабрики. Он же поставлял сукно в казну на солдатскую обмундировку.

Иван Михайлович Полуярославцев -  управляющий глушковской фабрикой
.

Петровский указ от 5-го ноября 1723-го года предписывал заводить в России фабрики. Такое решение было отчасти вынужденным, направленным на удовлетворение потребностей армии и флота. Солдат нужно было одевать, для чего требовалось качественное сукно. Именно в Курске по замыслу великого реформатора должен был вырасти центр отечественной легкой промышленности.
.
В 1719 году в селе Глушково Путивлького уезда была основала одна из первых в России суконных фабрик. Инициатива по ее организации принадлежала купцу Ивану Матвеевичу Дубровскому, получившему Глушково с прилегающими к нему поселениями в вотчину.

В обращении к императрице Екатерине I  он просил разрешения "построить на свои деньги в Путивльском уезде в селе Званном и Глушкове суконный завод в три года"


На основании указа от 18-го января 1721-го года «Купеческие люди» могли покупать для фабрик и заводов деревни вместе с населением. В течение пяти лет управляющий глушковской фабрикой приобрел 17 сел. Однако наладить производство было непросто. В России не было необходимых специалистов.
.
Поначалу Петр распорядился приглашать мастеров из—за рубежа, но целью было не столько использование иностранцев, сколько обучение своих кадров. В императорском Указе от 5 ноября 1723 года говорится:


«Которые мастера вывезены будут из других государств, освидетельствоватъ немедленно, знают ли они свое дело, а буде не знают или плохо знают тотчас отпустить без жадного озлобления; буде же годны — содержать во всяком довольствии».

При этом отмечалось, что у народа особенного стремления к обучению не наблюдалось: что мало охотников, и то правда. Наш народ яко дети, которые неумения ради никогда за азбуку не примутся; когда от мастера приневолены не бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят:..
.
В 1727-м году глушковская мануфактура имела 85 станков, 559 рабочих и производила 20 тысяч аршин сукна. Однако поставленной цели — снабжать сукном 13 полков — управитель глушковской фабрики выполнить не смог. В ноябре 1732-го года правительствующий Сенат постановил произвести ревизию всех российских cyконных фабрик, дабы знать, в каком состоянии оные обретаются и как доход умножается, и что для этого потребно. Желающим открыть новое производство предписывалась финансовая помощь из казны.
.
А на глушковской фабрике тем временем дела обстояли неважно. Ее управляющий Дубровский, как не справившийся, в 1727 г. был арестован, а фабрику и имение отписали в государственную казну. Однако перспективы развития, даже несмотря на халатное руководство, были весьма заманчивы. Глушковская мануфактура имела все возможности стать крупнейшим поставщиком сукна для армии.

Следующий владелец предприятия,  ассесор Неелов, не смог поднять мануфактуру, и его в 1732 г. сменил купец Иван Михайлович Полуярославцев, которому мануфактуру отдали в вечное и потомственное владение.
.
Новый хозяин фабрики заключил контракт непосредственно с императрицей Анной Иоанновной. В течение пяти лет все налоги фабрика платила годным для армии сукном. Задача стояла сделать сукно «доброе против иностранцев, с убавкой впредь в цене». Приняв глушковскую мануфактуру в «худом состоянии», Полуярославцев начал активно хозяйничать. Он втрое увеличил объемы производства, но поставленной задачи все же не выполнил. Князю Трубецкому был доставлен кафтан, сшитый из сукна производства курской фабрики. Он сказался совершенно негодным и не мог служить предписанные уставом три года.
.
Кабинет министров постановил, что от такого низкого качества «напрасный и немалый убыток последовать может. Фабрикантов, кои такие худые сукна делают, штрафовать». Специальная комиссия, выехавшая в Глушково, обнаружила немалые злоупотребления и обиду работным людям. В 1741 г. предприятие Ивана Полуярославцева было отобрано за то, что фабрикант изготовлял материалы самым худшим способом и вновь передано в госказну.
.
В 1741-м году императрица подписала регламент суконных фабрик. В нем предписывалось достойно содержать рабочих. Чтобы были одеты опрятно, не в рваные рубахи, чтобы не пили, не играли на деньги, не воровали, чтобы жены мастеровых не сидели без дела, а имели работу на дому с равной с мужчинами оплатой. Заработанные деньги предписывалось выдавать на руки строго по субботам, удерживая одну четверть в пользу казны.
.
Через 10 лет после изъятия глушковской суконной фабрики в государственное управление Правительство пришло в выводу о том, что дальше оно не в силах, управлять производством, и вновь решает отдать мануфактуру в частные руки. 22 мая 1752-го года императрица Елизавета Петровна подписывает указ о передаче фабрики купцу Матвееву в вечное владение с обязанностью поставлять ежегодно на армию по 50 тысяч аршинов сукна.
.
Новый владелец был известнейшим в России фабрикантом и самым авторитетным лицом в тогдашней легкой промышленности. Он полностью реконструировал производство, выписал из Голландии высокосортных овец, расширил земельные и людские владения.


В 1752 г. Путивльская суконная фабрика стала именоваться Глушковской фабрикой.



За последующие века у фабрики сменилось немало хозяев. Неизменным оставалось только то, что глушковская мануфактура занимала первое место в России как по качеству, так и по количеству сукна.
cyberleninka.ru

Среди владельцев фабрики были и генерал-аншеф Павел Сергеевич Потемкин, и наследники богатейшего капиталиста юга России Артемия Яковлевича Терещенко, а само производство то становилось прибыльным и современным во всех отношениях, то приходило в упадок.
.

Выписка из крепостной книги
old-kursk.ru

Полуяросла́вская набережная

Полуяросла́вская набережная — набережная в Таганском районе Москвы, протяженностью четыреста метров. Набережная протянулась от улицы Земляной Вал до Большого Полуярославского переулка, вдоль русла реки Яузы. Своё название Полуярославская набережная получила в XIX веке. На ее территории ранее располагалась суконная фабрика, директором которой до 1732 года был Иван Михайлович Полуярославцев, в честь которого была названа набережная.

Набережную пересекает Высокояузский мост, соединяющий ее с Николоямской набережной. По мосту проходит участок трассы Садового кольца. В конце XIX века на месте этого моста находился металлический мост с каменными опорами, который перестроили в железобетонный в 1963 году по проекту К. П. Савельева и С. И. Хеймана


Вид на Яузу с Полуярославской набережной.


Вид с Высокояузского моста 1914/  Вид с Высокояузского моста к Николоямской улице.


Яндекс-карта


Высокояузский мост

Высокий мост. Садовая 1901 –1902  pastvu.com
Вид реки Яузы между Серебрянической (слева) и Берниковской набережными.
Высокояузский мост построен, ориентировочно, в 1890 году (по другим источникам, в 1873 году). Мост имел балочную однопролетную конструкцию из металла с каменными опорами.  Слева видны постройки "Товарищества Московского сахаро-рафинадного завода".

В середине XVIII оба владения приобрел хозяин уральских заводов, крупнейший промышленник того времени Никита Акинфиевич Демидов.

Никита Акинфиевич Демидов ( 1724 —1789) — русский промышленник из рода Демидовых. Крупный землевладелец. Младший сын Акинфия Демидова (третий сын от второго брака). Владел Нижнетагильскими заводами на Урале; основал Нижне-Салдинский (1760) и Верхне-Салдинский (1778) заводы.



Большинство строений во владении были ветхими, небольшими, одноэтажными. Одно из них, рядом со стр. 1, сохранилось до сих пор, хоть и в сильно измененном виде. Это палаты Блюментростов (д. 40, стр. 4), или, как их еще называли, Докторский корпус.



Бывший Докторский корпус. Мясницкая ул., д. 40, стр. 4. Вид из окна дома 40, стр. 1 Фото 2014 г.  hse.ru

В 1789 году большое владение на Мясницкой получил сын и наследник Демидова — тайный советник Николай Никитич Демидов. Обладая немалым состоянием, он еще больше увеличил его после женитьбы в 1793 г. на Елизавете Александровне Строгановой.

Баронесса Елизавета Александровна Строганова, в замужестве Демидова (1776, Санкт-Петербург — 1818, Париж) — хозяйка аристократического салона, известная своей галломанией. Жена промышленника Николая Никитича Демидова. Большую часть жизни провела в Париже.


Портрет Елизаветы Строгановой-Демидовой работы Робера Лефевра



Вскоре после свадьбы он оставил службу и отправился в заграничное путешествие. Вернувшись в Россию в 1806 году, Демидов решил заняться своими многочисленными владениями в Петербурге, Москве и на Урале. Основное его внимание было направлено на уральские заводы, но и на Мясницкой произошли перемены. В 1808-1810 годах по красной линии улицы был построен двухэтажный добротный дом с мезонином по проекту архитектора Дмитрия Андреевича Тюрина.

.
В 1810 году Демидов был направлен посланником во Флоренцию. Всю жизнь тратя колоссальные средства на благотворительность, покровительствуя искусствам и наукам, Н.Н. Демидов и в Италии устроил картинную галерею, школу и дом для призрения престарелых и сирот. Благодарные флорентийцы поставили Демидову памятник после его смерти в 1828 году.


Николай Никитич Демидов прожил несколько последних лет жизни во Флоренции и умер 22 августа 1828г. Там потомками Демидова был установлен великолепный мраморный памятник на площади, названной в его честь.



Площадь Демидова во Флоренции



В 1824 году Московский почтамт, находящийся на той же Мясницкой улице, но внутри Бульварного кольца, активно расширялся и развивался. Владельцы близлежащих домов направили Почтамту несколько предложений о продаже своих владений. Среди них был дом П.И. Юшкова (№ 21), несколько домов по Чистопрудному бульвару и владение тогда еще здравствующего Николая Никитича. Необходимость дополнительных площадей для проживания служащих и чиновников Почтамта действительно была острой. Демидов двор, как его стали называть, был признан лучшим для этих нужд и в апреле 1828 года был приобретен у владельца (почти накануне его смерти).
.
Портрет Н.Н. Демидова
.
С этого времени вся территория Демидова двора до конца XIX века и часть XX века принадлежала Почтамту. Здесь поселили служащих, разместили многочисленные конюшни, хозяйственные строения и некоторые отделения Почтамта.





Современный вид палаты получили при ремонте в 2005 г. Именно при ремонте, а не при реставрации: декор выполнили в лепной штукатурке, а не восстановили в кирпиче, фасад оштукатурили, а не покрыли известковой обмазкой, сохранявшей кирпичный рельеф. Внутренние помещения превратили в офис из гипсокартона, правда, сохранив первоначальную планировку.





Скульптурная композиция «Играющие тигрята»



"Играющие тигрята" - необычайно  задорная скульптурная композиция, установленная перед штаб-квартирой центра "Амурский тигр" на Мясницкой улице. "Тигрят" открыли 18 августа 2017 года - в день 172-летия Русского географического общества, по инициативе которого и был создан центр. Скульптура изображает двух котят амурского тигра, играющих с ёжиком. Животные выполнены из бронзы в натуральную величину, фигуры тигрят весят по 150 килограммов, ёж - около 20 килограммов.



Штаб-квартира Центра «Амурский тигр».


Tags: Блюментрост, Демидов, Евреинов, Москва, Мясницкая ул., Полуярославцев, Строганова, государственные деятели, сукно, фабрика, шелк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments