vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Дом Елизаветы Свешниковой, Новокузнецкая, 29


Новокузнецкая,  29 — дом Елизаветы Свешниковой, построенный в 1913 году архитектором Сергеем Воскресенским для жены мецената Ивана Свешникова

Самым многочисленным собранием произведений русского искусства — 287 картин и 56 произведений графики, — вошедшим в состав Румянцевского музея, было собрание Ивана Петровича Свешникова, купца 1-й гильдии, директора известной в Москве фирмы по торговле мехами и лесом, Переславль-Залесского почётного гражданина.





Иван Петрович Свешников (1834-1910)  коллекционер, меценат.




За свою жизни им была собрана ценнейшая коллекция, свыше трёхсот сорока полотен, первоклассных русских художников второй половины прошлого и начала нынешнего столетий, таких как: И. Репин, В. Суриков, И. Левитан, Коровин и Маковский, Прянишников, Шишкин, Вениг, Клевер, Сведомский, Семирадский, братьев Васнецовых, Ржевская и других.



В 1910 Иван Петрович умер, и всё его собрание, в соответствии с завещанием, было передано его вдовой и душеприказчицей Елизаветой Дмитриевной в Румянцевский музей.


Портрет Елизаветы Дмитриевны Свешниковой работы С. Егорнова, 1897 г.



moseparh.ru
.
В 1912, вскоре после поступления собрания в музей, иллюстрированный журнал «Искры» поместил портрет коллекционера и 22 репродукции с картин А.Е.Архипова, С.В.Бакаловича, А.М.Васнецова, Н.Н.Касаткина, И.И.Левитана, И.М.Прянишникова, А.А.Харламова.



Свешниковская коллекция Румянцевского музея.
Фот. А. И. Савельева.
Несение креста. В. М. Васнецова.
Княжий суд. В. И. Сурикова.
Музыка. А. Л. Ржевская.
Писец фараона. С. В. Баконова.
Сумерки. В. В. Переплетчикова.
Рисунок. Л. О. Пастернака.
В очках. Е. Д. Свешникова.
Этюды казаков. В. И. Сурикова.
Петр великий упраздняет стрельцов. (Акварель) И. Е. Репина.
Лес с горы. И. И. Шишкина.




«Жаки». Сцена из времен французской революции.
Хозяйка. Н. А. Касаткина.
В гости приехали. А. М. Васнецова.
Ходоки на новые места. Л. Попова.
Косари. А. В. Моравова.
Завоевание Сибири. В. И. Сурикова.
Мать с ребенком. А. А. Харламова.
В засаде. И. М. Прянишникова.
Рыбаки. А. Е. Архипова.
Вечер. И. И. Левитана.
Подняли. А. С. Степанова.
источник sveshnikov_17_1912/
.
.
Многие знакомые Свешникова считали его характерным любителем живописи, произошедшим из старого купеческого круга. Этот легендарный собиратель в 1908 году преподнес в подарок музею шедевр Сведомского, изображавший сцену французской революции. Последние годы жизни Свешников провел в своем московском доме в Трехсвятительском тупике в Яузской части.  . Переговоры с работниками музея о передаче в дар его великолепной коллекции он проводил начиная с 1906-го года. В это время в московской прессе часто появлялись слухи о вероятном отказе музея от собрания коллекционера из-за отсутствия необходимого количества площадей.
.


 Вскоре после революции свешниковские картины начали раздавать провинциальным музеям непосредственно из музея. Первой выдачей из РМ были 45 картин, переданные на родину Свешникова в город Переславль-Залесский Владимирской губернии, ныне Ярославской области. Акт выдачи был подписан 31 декабря 1918 директором музея В.Д.Голицыными др. Инициатором передачи картин из коллекции И.П. Свешникова был первый директор Переславского музея Смирнов М.И.
transantique.ru


Строительство дома, о котором идет речь, было начато еще при жизни Ивана Петровича и закончено в 1913 году. Автором проекта являлся Сергей Флегонтович Воскресенский, работавший в стиле неоклассицизма и модерна.




Он построил в Москве немало доходных домов и особняков. Но этот дом поражает своей камерность и, если можно так выразиться, уютностью. Дом, являясь угловым, имеет два фасада, решенные, преимущественно, в стиле неоклассицизма, характерного для архитектуры Москвы того времени.

.
Главный фасад не имеет входа и украшен двумя небольшими полукруглыми фронтонами над верхним карнизом по краям.
.
В центре поставлен изящный фигурный аттик с чердачным окном, обрамленный пилястрами. Два яруса окон первого и второго этажей украшены разными наличниками . На окнах первого этажа присутствуют элементы рустовки и навершие в виде замкового камня.  Ярусы окон разделены поясом из филенок с растительным орнаментом , расположенных строго под окнами. Окна второго этажа по бокам обрамлены пилястрами.
.






Верхняя часть окон имеет легкое изогнутое очертание, возможное отражение модерна.
Дом интересно смотрится с угла. Выразительность ему придают два дугообразных фронтона и повышенные аттики, оформляющие  башнеобразное решение угла здания.



Боковой фасад оформлен в таком же стиле и имеет входную дверь.





Хорошо видна асимметрия фасада, в том числе, за счет заложенных позднее окон. Асимметрия характерна для модерна.
Этот дом Иван Петрович начинал строить для своей супруги Елизаветы Дмитриевны. У него был, как говорилось выше, еще один дом в Трехсвятительском тупике в Яузкой части Москвы.








Tags: Москва, Новокузнецкая ул., Свешников
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments