Vladimirtan (vladimirtan) wrote,
Vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Тверской бульвар, 23. Камерный театр (театр им. Пушкина)



Дом № 23 украшает Тверской бульвар очень давно. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени императрицы Екатерины Великой. В 1779 году тайный советник князь И.А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова бригадирше А.С. Дмитриевой-Мамоновой за 3300 золотых рублей. В описании особняк был назван «каменными старыми палатами». Его протяженность по фасаду была значительно короче, чем сейчас. Дом в разное время многократно перестраивали и расширяли по заказу владельцев: генерала-майора И.Ф. Дмитриева-Мамонова, затем полковника П.А. Кологривова, позднее представителей старинного рода Вырубовых.


В середине XIX века фасад переделали в модном эклектическом стиле.






В начале XX столетия дом купил действительный статский советник Портнов. Первый этаж он сдавал клубу циклистов (так тогда называли велосипедистов) и музыкально-драматическому кружку, а второй — частной гимназии.




Период активности велосипедного движения, и, в частности, велосипедных обществ, имевший место в 1890-х годах, сменился упадком, последовавшим в первые годы ХХ-го века. Деятельность вело-корпораций практически угасла, почти все общества в обеих столицах лишились своих циклодромов, содержать которые не позволяли ограниченные средства. Гонки уже не собирали такого количества публики, как прежде. Профессиональный велоспорт умирал...


Гоночный четырехместный велосипед


Это самым кардинальным образом повлияло на финансовое состояние вело-корпораций. Кассы их опустели, дефицит средств заставил отказаться от арендованных помещений и кое-какого имущества. Количество членов обществ год от года уменьшалось. Многие увлеклись новыми средствами передвижения - автомобилем и мотоциклом.



В 1911 году дом приобрели братья Паршины, которые, по одним источникам, стали сдавать его под квартиры, а по другим, разместили в нем бухгалтерские курсы и воинское присутствие.



В 1914 году молодой режиссер Александр Таиров искал для своего театра помещение. Вот как об этом вспоминала актриса Алиса Коонен: «...Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем "что-то есть"». А вот слова самого режиссера: «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр... Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!».

Алиса Геооргиевна Коонен (1889 — 1974) — русская и советская актриса,
Народная артистка РСФСР (1935), жена А. Я. Таирова.



В мае 1914 года начались строительные работы по проекту архитектора Н. Морозова: Паршины дали Таирову согласие на необходимые переделки. 12 декабря этого же года театр, названный Камерным, открылся спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала». Однако неожиданно возникли препятствия. Церковные власти возражали против того, что в непосредственной близости к Храму Иоанна Богослова будет находиться театр. С большим трудом дело было улажено.


г. Москва, Москва. Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе

Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 24



Алиса Коонен на сцене



Александр Таиров

В 1933 году церковь Иоанна Богослова была закрыта, а её купола и барабан разрушены. В помещении храма расположились мастерские и общежитие Камерного театра.


Церковь Иоанна Богослова на Бронной 1995  pastvu
Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных. В 1932 году с предложением снести здание храма выступила администрация Московского городского камерного театра, однако предложение не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшегося в то время реставрацией памятников Московского кремля. Однако с храма были сняты купола с барабанами и частично разобрана колокольня. В здании храма разместили мастерскую Московского драматического театра, в результате деятельности которой было уничтожено все внутреннее убранство храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот, через которые вносили крупные декорации, храм практически потерял свой первоначальный облик.
В 1970-х Театр Пушкина начал реставрационные работы: купола и барабан были восстановлены, фундамент и стены усилены. В 1991 году храм был передан Русской Православной Церкви в аварийном состоянии. Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1992 году, к 1995 году здание полностью освобождено мастерской театра. Реставрация храма шла на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан. 21 мая 1991 года храм был освещен Патриархом Алексием.

В 1991 г. храм Иоанна Богослова возвращен РПЦ. В 1995 году здание освободили от столярных мастерских. Сейчас территория Храма восстановлена в дореволюционных границах. В 2006 году была снесена стена Театра, вплотную примыкавшая к Храму Иоанна Богослова. Сейчас территория Храма восстановлена в дореволюционных границах.




Что же касается самого здания театра, в 30-е годы вновь был поднят вопрос о его реконструкции. Оригинальный проект предложил художник и архитектор Георгий Гольц. Планировалось, что здание соединит старое помещение Камерного театра с новым. В пристройке расположатся зрительный зал на 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразуется в школу-студию. Объединит их общее фойе-музей. Таиров видел проект Гольца, однако вопрос о перестройке был отложен, а затем и вовсе сошел на нет. И все-таки в 30-е годы театр был немного изменен. Перестроили фасад, которому, по проекту архитекторов К. Мельникова и братьев Стенбергов, придали простой и скромный вид.



С 1931-го по 1933-й год  в Московском Камерном театре, которым руководил режиссер Александр Яковлевич Таиров, играет Фаина Раневская.

В 1949 году Камерный театр был закрыт за «эстетство и формализм». Его реорганизовали, и с 1950 года он стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина. Фаина Раневская пришла в театр имени А.С. Пушкина по приглашению режиссера Иосифа Туманова в 1955 году. Любимица публики, яркая, талантливая, неординарная Раневская проработала в здесь почти десять лет.

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 1896, Таганрог —  1984, Москва) — русская и советская актриса театра и кино; лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951), народная артистка СССР (1961). Кавалер ордена Ленина (1976).








Tags: Тверской б-р, актеры, режиссеры, театры, храмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments