vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Бахметьевский автобусный гараж, Образцова ул., 11



Здание бывшего автобусного гаража на улице Образцова. Построено в 1927 году по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд».Бахметьевский гараж д является одним из известных памятников русского авангарда. Уникальное здание построено в виде гигантского параллелограмма .


Здание уникально своим планом, в его основании лежит параллелограмм  (54 на 167 метров), а не привычный прямоугольник. Такая форма была продиктована большим радиусом поворота автобусов (партию автобусов английской фирмы «Лейланд» Моссовет закупил в 1925 году для городских перевозок).


Здание гаража размещено на участке по косой линии к существующей улице.Яндекс-карта



Здание гаража, вид со стороны ул. Образцова




Верхняя часть главного фасада

В основу планировки была положена оригинальная «система прямоточного движения», разработанная Константином Мельниковым для решения проблемы разъезда автомашин внутри гаража, исключая необходимость маневрирования и движения задним ходом. Автобусы располагались пилообразными рядами, параллельно боковым стенам. Количество въездных ворот соответствовало числу рядов.





По системе Мельникова, или прямоточного движения для въезда-выезда использовались противоположные стороны здания, а автобус во время парковки двигался только вперед, не используя задний ход.







1929-1931 Бахметьевский гараж
В 1927 г. началось строительство специализированного автобусного парка-гаража на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице (прежнее название улицы Образцова), который был окончательно сдан эксплуатацию в 1929 г.

Сам гараж был сделан одноэтажным, с семью воротами с каждого торца.


Проект фасада со сторроны въездов  здания Бахметьевского гаража для автобусного парка Московского коммунального озяйства.1927. Главархив Москвы. Источник


Главный торцевой фасад гаража оштукатурен и прорезан крупными въездными проемами и прямоугольными окнами с мелкой растекловкой, на плоскостях фронтона были размещены крупные рельефные надписи.


Восточный фасад гаража.




Западный фасад гаража. Здесь был выезд.

Западный  фасад – кирпичные с ритмично расположенными прямоугольными и круглыми оконными проемами и выездными воротами. Стены его кирпичные, в них есть вертикальные окна, идущие от пола до потолка, и большие круглые оконные проёмы, расположенные над воротами выездов с западного фасада.



Западный фасад

Огромное, захватывающее дух пространство площадью 8 500 квадратных метров, удалось создать благодаря использованию большепролётных клёпаных стальных ферм, опирающихся на два ряда колонн. Шуховские фермы позволили построить здание без внутренних перегородок в виде крытого манежа.
.

Бахметьевский гараж 1927  pastvu



Боковые выезды


Административный корпус гаража



Северный фасад здвния гаража



Южный фасад здания гаража




В период с 1927 по 1999 год гараж активно использовался, но в 1999-м в связи с тем, что здание гаража окончательно перестало справляться со своим назначением и нуждалось в срочном капитальном ремонте, гараж был выведен в другое место. До 2001 года здание пустовало, придя в совершенную негодность, а в 2001-м земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, постановлением правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса  и создания Российского еврейского музея толерантности.


Бахметьевский автобусный парк. 1927

Реставрация территории и зданий происходила на средства общины, а также крупные пожертвования известных политиков, знаменитостей. Сейчас в отреставрированном здании находится Еврейский музей и центр толерантности.











Новосущевский  пер.

И немного об истории московского автобуса

18 апреля 1924 года был пущен первый автобусный маршрут.

«Предками» автобуса в Москве XIX века были линейки – конные повозки на 10-14 мест, пустили их в 1847 году. В 1890-е годы московские предприниматели пытались обновить этот вид транспорта, обращались в городскую Думу с предложением пустить по улицам Москвы омнибусы – автомобильный общественный транспорт, который в Европе к тому времени уже появился. В 1907 году была попытка пустить первый автобус.



Автобус «Даймлер» в Марьиной Роще, 1907 год.

Но первая автобусная линия в Москве была по сути пригородной «маршруткой» — от Марьиной Рощи до Останкино, поскольку городские власти не хотели, чтобы создавалась конкуренция трамваю, принадлежащему городу. Эта ветка была открыта открыта 17 июля 1907 года и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А. Д. Шереметеву 8-местный «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. Проезд от Москвы до Останкино стоил 15 копеек.


Автобус «Даймлер» в Останкино, 1907 год.

В следующем 1908 году было пущено еще два «пригородных» маршрута – от Петровского Парка до Покровского-Глебова, и от Семёновской заставы до Измайловского зверинца.


Анлийский праворульный «Лейланд» на Площади Свердлова, середина 1920-х годов — первый московский автобус.


Но в 1920-е годы город быстро рос, и потребности в перевозках населения увеличивались, трамвайная сеть была перегружена, и Министерство жилищно-коммунального хозяйства решило организовать регулярное автобусное сообщение. И вот, 18 апреля 1924 года было запущено нескольких импортных и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава — Серебряный Бор.

Эксплуатация линии показала хорошие результаты, и летом этого же года МЖКХ запустило маршрут уже в черте города. Он связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. Интересно, что расписания движения сначала не было, автобусы просто ходили из одной точки в другую без определённого графика. Курсировало сначала всего 8 автобусов английской фирмы «Лейланд». Они могли развить максимальную скорость 30 километров в час, и вмещалось в них 28 человек.


«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьино роще, конец 1920-х годов.

Для эксплуатации автобусов был выделен персонал в 45 человек и гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.

В 1925 — 1926 гг. большинство автобусов стояло под открытым небом, так как гараж не мог вместить все машины. В 1926 г. МЖКХ выделило под новый, более обширный гараж площадку на Большой Ордынке, дом 40, куда и был переведен весь подвижной состав. За год московские автобусы перевезли уже 32,6 млн. пассажиров (трамвай — 467,7 млн.). Продолжали поступать новые машины, преимущественно те же английские «Лейланды».

В 1927 г. Про проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в стиле конструктивизм был построен специализированный автобусный парк-гаража на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице, который был сдан окончательно в эксплуатацию в 1929 году.


Агитационный автобус у Бахметьевского гаража, конец 1920-х — начало 1930-х годов (тут еще лучше видна «праворульность», при этом входная дверь для пассажиров на заказ сделана также с правой стороны)

На момент открытия гаража в Москве работало уже 13 автобусных маршрутов общей протяжённостью 113,8 км, и ездило по ним больше 130 «Лейландов».

В 1929 году в Московский отдел коммунального хозяйства стали поступать первые советские автобусы: их выпускали Ярославский автозавод (сначала Я-3, затем Я-6 на 36 мест на базе грузовика Я-5) и завод АМО в Москве (АМО-4 на 26 мест с 1931 г. и АМО-Ф-15 на 28 мест с 1932 года). Завод АМО в 1931 году был переименован в автозавод им. Сталина, или ЗИС, и эта аббревиатура дала название всем последующим маркам автобусов этого завода.


Автобус АМО-4 на площади Свердлова, 1933 год.

Во второй половине 1930-х годов автобус развивался всё больше и больше, им были охвачены не только окраины города без трамвая и троллейбуса, но и центральные магистрали, особенно те, где в 1936 -1937 гг. были сняты трамвайные пути, — автобус на следующий день после снятия заменял трамвай.  http://moscowwalks.ru/2013/04/18/moscow-bus-history/




Новосущевский переулок
На переднем плане -корпус Гуманитарного  института РУТ МИИТ, ул. Образцова, 9с2

Tags: Мельников, Образцова ул.. Новосущевский пер., Шухов, гаражи, музей, транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments