vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Дом Юшкова, Мясницкая ул., 21


Дом Юшкова, 1793 г., арх. В.И.Баженов



Дом Юшкова  — один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Построен в 1783—1805-х годах по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Автором проекта был Василий Баженов. Дом Юшкова расположен на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка.

Сейчас достоверно известно лишь то, что на рубеже 1780-90-х гг. генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрел участок земли в самом центре Москвы, «в четвертом квартале церкви Флора и Лавра, что у ворот Белого города» (на пересечении Мясницкой улицы и Боброва переулка) для постройки собственного дома. Рядом — церковь Святых великомучеников Фрола и Лавра, куда в день их поминовения со всей Москвы извозчики вели красиво наряженных лошадей, дабы окропить из святой водой: «Флор-Лавер до рабочей лошади добер».

Генерал Иван Иванович Юшков был представителем древнего знатного рода — среди его предков был князь, покинувший золотую орду для службы самому Дмитрию Донскому. Потомок же этого князя, Иван Иванович, хоть и был генералом, в битвах не участвовал — свои чины он заслужил на государевой службе, поднявшись до главного судьи судного приказа (что-то вроде Председателя Верховного суда), впоследствии став президентом камер-коллегии, генералом-полицмейстером в Санкт-Петербурге и, наконец, московским губернатором.


.
А началось все с того, что участок земли, на котором стоит дом № 21 на углу Мясницкой и Боброва переулка, приобрел в 1716 году будущий генерал-аншеф Иван Ильич (старший) Дмитриев-Мамонов – участник Полтавского сражения, Персидского похода и других военных баталий начала XVIII века. Известно, что в Москву он был отправлен для подавления возможных бунтов. 21 мая 1725 года, в день учреждения ордена Святого Александра Невского, Мамонов был пожалован орденом в числе первых девятнадцати его кавалеров за многочисленные военные походы и ревностную службу, которую он нес «порядочно, верно и беспорочно». Успел ли он что-то построить – доподлинно не известно. Есть версия, что он то ли начал строительство, то ли даже успел выстроить дом. Умер он в 1730 году в возрасте 50 лет.


Возможно, И.И. Юшков сделал заказ на строительство дома, но происходило оно уже при жизни его сына — А.И. Юшкова (1773-после 1835), генерал-лейтенанта, командира пехотной дивизии, участника Бородинского сражения. Для него в 1783-1805 гг. архитектором В.И. Баженовым был выстроен каменный двухъярусный дворец с ротондой на углу, вошедший в историю архитектуры под названием «Юшков дом».

Александр Иванович Юшков
Александр Иванович Юшков (1773 — 24 июня 1859, Пенза) — русский генерал, участник Наполеоновских войн.

Портрет Александра Ивановича Юшкова мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

При Петре Ивановиче Юшкове  в доме проводились пышные балы и масонские собрания. И при этом он не только продолжил великосветский стиль жизни своего отца, но, похоже, решил его превзойти. В дом Юшкова по-прежнему приезжала на грандиозные и пышные балы вся московская знать. Слава масона, хлебосола, ценителя высокого искусства, и светского персонажа, Юшкова-младшего, гремела по всей стране. Балы, которые он закатывал, поражали воображение современников:
.
«Он в 1811 г. давал у себя на даче в течение трех недель сряду 18 балов, с фейерверками и музыкой в саду, так что окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи проводили около его дома и в саду».
.
Даже монахи из соседнего монастыря дивились с высоты монастырских стен небывалым фейерверкам, громкой музыке и цыганскому пению. Удивительно, но при таком хозяине дом каким-то чудом пережил два грандиозных московских пожара — в 1812 году служители расположенного рядом почтамта просто напоили и связали факельщиков, которые поджигали дома по приказу отступавшего Наполеона. Все деревянные дома на улице сгорели.

Дворянской улица оставалась и в первой половине XIX века; позднее дворян сменили преимущественно купцы и фабриканты. В 1813 году решением Комиссии о строении Москвы улицу расширили до 25 метров и новые каменные дома стали возводить на новой красной линии.


В 1816 году при пожаре сгорела практически вся Мясницкая улица, но опять же, огонь не тронул творение Баженова. После всего этого в народе за домом окончательно укрепилась слава масонского гнезда, а впоследствии, когда мистическое обаяние масонов несколько спало, неожиданно выяснилось, что в доме завелись «страшные приведения».


Литография А.Ш. Мюллера с оригинала Ф. Дица 1840-е гг. Москва. Слева — Императорский почтамт на Мясницкой улице. Справа — церковь Флора и Лавра и Юшков дом.



Мясницкая улица 1900 – 1903




Церковь Фрола и Лавра на Мясницкой  1901 – 1903

Привычка жить на широкую ногу в сочетании с неумением зарабатывать привела Юшкова-младшего к закономерному итогу — разорению. К 1830-м годам Юшков разорился и вынужден был сдавать помещения в своём доме в аренду.

Был тут магазин купца Андрея Кригера, где продавались «всякого сорта французские новопривезенные вина бочками, ведрами, ящиками, бутылками», была торговая контора по продаже новых английских патентованных бумажных полотен.




В 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество.





С архитектурной точки зрения Юшков дом был новым словом в московской застройке: «Возможно, именно здесь впервые в Москве осуществлена ставшая столь характерной для этой эпохи композиция крупного городского дома с ротондой на углу квартала и симметричными крыльями, примыкающими к ней по красным линиям обеих улиц. Среди этих зданий Юшков дом выделялся прежде всего особой монументальностью и красотой крупной, но легкой  колоннады»




Композиционным ядром дома Юшкова является угловая полуротонда с  колоннадой . Эта полуротонда в дальнейшем неоднократно копировалась другими московскими архитекторами.






Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление.


ул. Мясницкая



Бобров переулок


Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой.





Дом И. И. Юшкова. Вестибюль. townevolution

В 1844 году в доме Юшкова разместилось Училище живописи и ваяния, хозяин продал учебному заведению свой дом за 35 тысяч рублей серебром .
.
Предшественником Училища был рисовальный «натурный» класс, организованный в 1832 году группой любителей живописи по инициативе Е.И. Маковского, А.С. Ястребилова, генерал-майора М.Ф. Орлова, Ф.Я. Скарятина, при поддержке и по разрешению генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицына.
.
Развитию и процветанию художественного класса при «Московском обществе любителей художеств» очень помогали благотворители, отдававшие знания и большие капиталы на поддержку художеств России.

В 1843 году из художественного класса было образовано Училище, в которое принимали учеников всех сословий. Большим достижением было разрешение Императора об освобождении от крепостной зависимости выпускников, получивших звание художника. В Училище были привлечены значительные художественные силы того времени — художники B.C. и А.С. Добровольские, К.И. Рабус, В.А. Тропинин, скульптор Н.А. Рамазанов и др.




 Училище живописи, ваяния и зодчества известное как педагогами (Васнецовым, Поленовым, Саврасовым), так и свободой - тут расцвело рисование обнажённой натуры.




В натурном классе Академии художеств, Петербург (Живописная мастерская профессора В. Е. Маковского) 1913 г.










Мемориальная доска

Портрет Саврасова А.К. на фоне картины «Грачи прилетели»
надпись:
Выдающийся русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов
преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества с 1857 года по 1882 год


Обучение талантливых студентов было бесплатным. А вот ежели талант не обнаруживался в первые два года учебы, студента безжалостно отчисляли. Правда и самородкам из провинции было не просто — надо же было где-то жить и на что-то питаться. Про одного такого бедного студента, которого звали Исаак Левитан, рассказывали, будто он прятался по ночам в одной из многочисленных пустых комнат дома Юшкова. Говоря современным языком — бомжевал по подвалам. Привидений, по словам друзей художника, он там не встречал, зато приходилось сталкиваться с «нечистой силой» в лице солдата Земляникина — одинокого ночного сторожа училища.


В конце XIX века училищу был присвоен статус высшего учебного заведения. Для скульпторов и живописцев срок обучения составлял 8 лет, для архитекторов - 10 лет



Многие выпускники Училища стали выдающимися художниками и скульпторами: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, И.И. Левитан, К.С. Петров-Водкин, С.А. и К.А. Коровины. Многие из них становились впоследствии преподавателями Училища. Здесь также преподавали В.Д. Поленов, В.А. Серов, Л.О. Пастернак (отец Бориса Пастернака) много лет  вел натурный класс.





Здание на Мясницкой прочно связано с именем Бориса Пастернака. Здесь семья Пастернаков прожила 16 лет. Каждую весну в залах Училища открывались Передвижные выставки. На одной из передвижных выставок произошла знаменательная встреча Л.О. Пастернака с Л.Н. Толстым, которая положила начало их дружбе и сотрудничеству.

Леонид Осипович Пастернак (22 марта (3 апреля) 1862, Одесса — 31 мая 1945, Оксфорд) — русский живописец и график еврейского происхождения; мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец писателя и поэта Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака.

Автопортрет. 1908 Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Леонид Осипович Пастернак, „Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне”, 1902. 
В 1902 году картину приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.



В последующие годы Л.О. Пастернак иллюстрировал романы «Война и мир» и «Воскресение», а также писал портреты членов семьи Толстого.





Рыжая плакала о том, что она во всей жизни своей ничего не видала, кроме ругательств, насмешек, оскорблений и побоев. Иллюстрация Л. О. Пастернака к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»





Училище живописи  1900 – 1915 pastvu


В конце XIX века дом Юшкова перестраивался: были расширены окна, изменилась отделка, со стороны Боброва переулка пристроили кирпичный корпус .





До Октябрьской революции художественное образование в стране находилось в ведении Академии художеств, учрежденной Сенатом в 1757 году. Больше 100 лет академия была единственным высшим учебным заведением в стране, где изобразительному искусству обучали по европейским стандартам. Поступить туда мог далеко не каждый: обучение было платным и только для мужчин.

В 1918 году академию упразднили и открыли Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), введя кардинально новый принцип организации обучения: вступительные экзамены упразднили, женщин принимали наравне с мужчинами, а наличие начального образования стало необязательным критерием — для поступления требовалось лишь желание учиться. Занятия строились по принципу обучения в индивидуальных мастерских, абитуриент сам выбирал мастера, к которому хочет пойти.

В 1920 г. путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества) были образованы  Всесоюзные Художественные Технические мастерские(ВХУТЕМАС).



Александр Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа на ул. Мясницкая к 10-й годовщине Октябрьской революции. 1927.


Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование. За 10 лет существования института его окончили около 1500 художников, скульпторов и архитекторов. В 1927 г. ВХУТЕМАС преобразован во ВХУТЕИН (Всесоюзный Художественный Технический Институт).

В конце 1920-х началась борьба с авангардным искусством, и закрытие ВХУТЕИНа было логичным следствием. Искусство теперь должно было отражать линию партии, быть понятным и воплощать представления власти о лучшей жизни. Разнообразие форм и стилей стало невозможным — от художников требовали единства средств и целей, а соцреализм стал главным направлением в искусстве. За несколько лет до расформирования из института постепенно стали убирать неугодных преподавателей и студентов. Многочисленные доносы и внутренние конфликты привели к ликвидации института в 1930 году.


Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова).

В здании на Мясницкой на базе полиграфического факультета ленинградского и московского ВХУТЕИНа был открыт Московский полиграфический институт

Многие преподаватели ВХУТЕИНа ушли из педагогики, а те, кто остался, разъехались по стране. Полностью изменилась система преподавания в художественных институтах, все вхутемасовские учебные наработки были забыты до 60-х годов XX века, когда ассистентам преподавателей ВХУТЕИНа и самим преподавателям удалось вернуть некоторые методики в вузы.

С началом Великой отечественной войны полиграфический институт был эвакуирован в Курганскую область. Но большая часть оборудования, институтская библиотека, многие преподаватели и студенты — остались в столице. Позже опасность взятия Москвы гитлеровцами миновала и, когда возникла необходимость создания института боеприпасов, его решили создать на существующей базе полиграфического института. Как оказалось, будущему МИФИ передали не только здание, библиотеку и лаборатории полиграфического института — многие его сотрудники стали сотрудниками ММИБ.




Мясницкая улица  1896

Московский механический институт (с 1945-го года уже без боеприпасов в названии) стал хозяином дома по 21 по улице Кирова  надолго. А весь институт стал меняться под новую атомную науку. Это превращение в основном закончилось в 1957 году.


Лауреат Нобелевской премии по физике Николай Геннадиевич Басов, выпускник МИФИ 1950 г., со студентами, 1960-е годы.


Первый номер университетской газеты МИФИ "Инженер-физик" (1960 год).


После того как в 1962 году МИФИ переехал в новый корпус на Каширском шоссе , в доме Юшкова разместились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС .


Здание МИФИ, Каширское шоссе, 31 1964 – 1965
Основное здание Московского инженерно-физического института (сейчас - Научно-исследовательский ядерный университет) по адресу: Каширское шоссе, дом 31, было введено в 1963 году




В 1986 году дом был передан Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики. В 1989 году институт был преобразован в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества .
.
Во второй половине 1990-х годов в доме Юшкова была проведена реставрация .


ул. Мясницкая


Бобров переулок

Tags: Баженов, Басов, Бобров пер., Левитан, МИФИ, Маковский, Москва, Мясницкая ул., Пастернак, Саврасов, Толстой, Юшков, атом, институты, училище, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments