Vladimir Shavetov (vladimirtan) wrote,
Vladimir Shavetov
vladimirtan

Category:

Доходный дом Г.Е.Бройдо, Плотников пер., 4


Бывший доходный дом Г. Бройдо.
.
В столице немало зданий, способных удивить москвичей и гостей своим архитектурным или скульптурным решением. Доходный дом в Плотниковом переулке, 4/5, вызывающий неподдельный интерес у прохожих фривольными сценами на барельефах - одна из таких построек.

Основным элементом фасадов является проходящий в уровне второго этажа скульптурный фриз с изображением писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз.



 Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков?  Вот тут Толстой целует Пушкина.(слева)




А вот музы с книгой- справа


В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова. Лепные панно по фасадам домов - излюбленный мотив зодчего, который он применял неоднократно. Однако здание в Плотниковом переулке – пожалуй, самая необычная постройка архитектора.



Плотников пер.

Фризы с десятками скульптур и эротическими сценами вызывают здесь наибольший интерес. Скульптором творения предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн, хотя это лишь версия. Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах (считается, что это – первое прижизненное изображение Л. Н. Толстого.), а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу.




Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков? Народная молва поговаривает, что до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения. Вторая версия, однако, более правдоподобна, она принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Однако скульптурная композиция из 50 фигур была отвергнута заказчиком, который посчитал его излишне фривольным, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.


Плотников пер.


В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию.


Эркер на северо-западном углу фасада



М.Могильцевский пер.


Фрагмент эркера



Фриз со стороны М.Могильцевского пер.



Фрагмент фриза (можно рзглядеть  Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого с музами)

Tags: Малый Могильцевский пер., Плотников пер.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments