vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Выставка японских бонсай "Мир в глиняной плошке"




Всего  58  фото

В Ботаническом  саду МГУ  «Аптекарский  огород»  с 4 ноября 2015 до 24 января 2016 проводится  крупнейшая  в России  за  последнее  10-летие  выставка  японских  бонсай  «Мир  в  глиняной  плошке».
Бонсай («выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы.Первые найденные источники гласят, что стиль бонсай возник в Китае и относится к эпохе династии Тан (VIII—X вв.). Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и пересаженное в горшок.
       Одна из легенд гласит, что более двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках Поднебесной, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре. Но это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. У своего дворца император велел подготовить широкую мраморную площадку, напоминающую своими очертаниями карту страны. Вот на этом огромном стенде и предстояло разместить привезенные пейзажи провинций. Приказ императора был в точности исполнен, и с тех пор он ввел себе в привычку каждое утро прогуливаться по площадке, озирая красоты своей страны. Макеты получили название «пенжин» (penjing). Периодически их обновляли, внося сезонные коррективы. Как это часто бывает, привычки начальства были быстро переняты подчиненными. Создание рукотворных пейзажей вошло в моду, и спустя некоторое время собственные пенжины появились в домах чиновников, ученых, богатых купцов.
[Читать дальше]
Практика создания миниатюрных пейзажей, изображающих малую родину, приглянувшийся горный или морской вид, сохранилась до наших дней. Это искусство проделало большой путь от древних пенжинов до современных инсталляций. По мере своего развития оно диверсифицировалось. В каменно-песочные композиции стали включать живую натуру — специально уменьшенные деревца и кустики, мох, траву. Сформировались целые школы последователей этого искусства, склонявшихся к тому или иному направлению, в том числе,— бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонкэй, бонсай…
Фото: Михаил Щеглов

02


Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра]. Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке»
Именно японцы сделали бонсай самодостаточным искусством, перестав рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, именно в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.

03


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений. Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60–80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.

04

Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное). Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого.

05


О стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом, с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни).  Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события.Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.Л. А.

06


07


08


09


10


11


Клен дланевидный. Около 40 лет

12


Яблоня японская Malus

13


Сосна Тундберга (черная японская сосна). 60 лет
Каскадный стиль

14


Пираканта узколистная. Около 30 лет

15

Азалия индийская. Около 50 лет.

16

Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 100 лет.

17


Красивоплодник японский. Около 30 лет

18


Сосна Тундберга (черная японская сосна). Около 70 лет.

19

Кипарисовик притупленный. Jколо 50 лет.

20

Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет.

21

Можжевельник китайский. Около 50 лет.

22


Костянкоплодник кругловатый. Около 50 лет
Каскадный стиль

23

Можжевельник китайский. Около 50 лет
Наклонный стиль

24


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет.

25


Кипарисник притупленный. Около 50 лет

26


Сосна Тундберна (черная японская сосна). Около 70 лет.

27


Азалия индийская. Около 50 лет.

28


Сосна Тундберга (черная японская сосна). Около 70 лет.

29


Можжевельник китайский. Около 60 лет.
наклонный стиль

30


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет.

31


Можжевельник китайский. Около 100 лет

32


Можжевельник китайский. Возраст - около 50 лет.

33


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет

34


Бук городчатый. Около 80 лет

35


Трахелоспермум азиатский. Около 50 лет.

36


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет.

37


Можжевельник китайский. Около 100 лет.

38


Земляничное дерево крупноплодное. Около 30 лет.

39


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет.

40


Фикус притупленный. Около 60 лет

41


Земляничное дерево крупноплодное. Около 30 лет.

42


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 70 лет

43


Костянкоплодник кругловатый. Возраст - около 50 лет

44


Можжевельник китайский. Возраст - около 70 лет

45


Сосна мелкоцветная (белая японская сосна). Около 70 лет

46


Слива японская. Не менее 100 лет.

47


Клен трехраздельный. Около 75 лет.

48


Клен трехраздельный. Около 75 лет.

49


Можжевельник китайский. Около 50 лет.

50


Сосна мелкоцветковая (белая японская сосна). Около 100 лет.

61



Комли

52


53


54


55


56


Групповой стиль

57


58


Искусство бонсай как и природа  безгранично!

Источники
http://ec-dejavu.ru/brdener.ru Выставка японских бонсай "Мир в глиняной плошке"
Gardener.ru  Выставка японских бонсай "Мир в глиняной плошке"
Википедия
Tags: выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments