М.Наппельбаум (26.12.1869-13.06.1958)
Известный советский мастер фотографии Моисей Соломонович Наппельбаум родился 145 лет назад,в 1869 г., в Минске, в 14 лет поступил на работу в портретное ателье «Боретти». Начав свой фотографический путь с ученика копировщика — человека, печатавшего портреты, вскоре он стал ретушёром, а спустя недолгое время — учеником фотографа.
Через три года молодой Наппельбаум уже получал жалованье фотографа, что, конечно же, вовсе не означало, что он стал им на самом деле. Юноша прекрасно это понимал. Прежде, чем удостоиться чести называться настоящим фотографом, ему предстояло ещё многому научиться. Но кто мог стать его наставником?
Портрет А.Дашкевич. 1910
В те годы фотографы не особенно делились друг с другом профессиональными секретами.
Выдержать острейшую конкурентную борьбу можно было лишь одним способом — тщательно скрывая собственные открытия, сделанные в области печати, ретуши, освещения, использования реактивов.
Александр Блок
Каждый как зеницу ока хранил свои секреты, поэтому Наппельбаум, получив элементарные знания у своего первого учителя Боретти, постигал тонкости фотографического ремесла самостоятельно, известным методом проб и ошибок.
Б.Пастернак
Он много путешествовал — Смоленск, Москва, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава, Нью-Йорк, Питтсбург.
А. Н. Толстой
В 1895 году Наппельбаум возвратился в Минск и открыл своё ателье, в котором трудился пятнадцать лет.
В 1910 году М.Наппельбаум переехал в Петербург и начал сотрудничать в иллюстрированном журнале «Солнце России». Уже тогда обозначилось пристрастие фотопортретиста к ярким человеческим личностям.
Ольга Глебова-Судейкина
Именно там, в доме № 72 по Невскому проспекту, были созданы лучшие его работы, именно там начался период творческой зрелости фотографа.
Пётр Капица
Лучшие работы Наппельбаума получались, когда он встречался с людьми, привлекавшими его своей незаурядностью. М.Наппельбаум довольно рано стал снимать, используя один источник света.
Главным в человеке для фотопортретиста всегда было интеллектуальное и волевое начало, поэтому основным в портрете у него становится лицо, а в лице — глаза.
Портрет работы Наппельбаума не перепутаешь ни с чьим другим. На лица его персонажей струится таинственный, непонятно откуда берущийся свет — «рембрандтовский», как сказали бы искусствоведы.
Наппельбаум и впрямь выполнял революционные по тем временам эксперименты с освещением в кадре.

Д.Д.Шостакович
Тогда, в самом начале века, было неслыханной смелостью сделать портрет, где лицо высвечивается лишь наполовину, с одной стороны.

А.Блок и К.Чуковский, 1921 г.
Согласно тогдашней моде, чтобы выполнить грамотный портрет, требовалось как минимум три источника освещения.
Наппельбаум оставлял один источник и делал «неграмотные» портреты. На подобную дерзость мог отважиться только настоящий художник. В 1918 М.Наппельбаум сделал ряд портретов деятелей революции, соратников Ленина.
Среди них портреты Ф.Дзержинского, В.Воровского, А.Луначарского, В.Куйбышева.
В 1919 году М.Наппельбаум при поддержке Я.Свердлова организовал при ВЦИКе первую государственную фотографию. 20-е и 30-е годы - наиболее плодотворные в жизни портретиста.
В это время Наппельбаум фотографировал многих выдающихся людей страны: писателей, художников, артистов, ученых.
Помимо снимков вождей революции он создал галерею портретов людей, без которых невозможно сегодня представить русскую культуру ушедшего века, — Станиславский и Эйзенштейн, Пастернак и Есенин, Шостакович и Хачатурян, Галина Уланова и Айседора Дункан.
Персональные выставки М.Наппельбаума состоялись в 1918 (Петроград), 1935, 1946, 1955 годах (все в Москве).
В годы Великой Отечественной, несмотря на преклонный возраст, фотограф продолжал активно трудиться.

Василий Качалов
Недаром на его третьей персональной выставке, прошедшей в московском Доме ученых в 1946 году, среди 250 выставленных портретов значительную долю составляли не известные прежде произведения.
В послевоенную пору Наппельбаум снимал уже меньше: главным делом стала работа над книгой, в которой он обобщил свой громадный творческий опыт.
Книга, названная автором “От ремесла к искусству”, увидела свет в 1958 году, через несколько месяцев после кончины фотографа.

Пишет rinarozenliveinternet.ru