vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

МОИСЕЙ НАППЕЛЬБАУМ-ГЕНИЙ ФОТОПОРТРЕТА



М.Наппельбаум (26.12.1869-13.06.1958)


Известный советский мастер фотографии Моисей Соломонович Наппельбаум родился 145 лет назад,в 1869 г., в Минске, в 14 лет поступил на работу в портретное ателье «Боретти». Начав свой фотографический путь с ученика копировщика — человека, печатавшего портреты, вскоре он стал ретушёром, а спустя недолгое время — учеником фотографа.



4638534_barsh959ismall (307x480, 41Kb)



Через три года молодой Наппельбаум уже получал жалованье фотографа, что, конечно же, вовсе не означало, что он стал им на самом деле. Юноша прекрасно это понимал. Прежде, чем удостоиться чести называться настоящим фотографом, ему предстояло ещё многому научиться. Но кто мог стать его наставником?



4638534______11 (458x700, 232Kb)



Портрет А.Дашкевич. 1910





В те годы фотографы не особенно делились друг с другом профессиональными секретами.





Фото. Минск, 1905 г..

Фотограф Моисей Наппельбаум (Минск) 1905 год.



Выдержать острейшую конкурентную борьбу можно было лишь одним способом — тщательно скрывая собственные открытия, сделанные в области печати, ретуши, освещения, использования реактивов.







Александр Блок





Каждый как зеницу ока хранил свои секреты, поэтому Наппельбаум, получив элементарные знания у своего первого учителя Боретти, постигал тонкости фотографического ремесла самостоятельно, известным методом проб и ошибок.







Б.Пастернак





Он много путешествовал — Смоленск, Москва, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава, Нью-Йорк, Питтсбург.







А. Н. Толстой





В 1895 году Наппельбаум возвратился в Минск и открыл своё ателье, в котором трудился пятнадцать лет.



М.С.Наппельбаум



В 1910 году М.Наппельбаум переехал в Петербург и начал сотрудничать в иллюстрированном журнале «Солнце России». Уже тогда обозначилось пристрастие фотопортретиста к ярким человеческим личностям.



4638534_KMO_116350_04243_1_t222_202042 (396x544, 50Kb)



4638534_63657624_g1 (352x496, 47Kb)



Ольга Глебова-Судейкина





Именно там, в доме № 72 по Невскому проспекту, были созданы лучшие его работы, именно там начался период творческой зрелости фотографа.




4638534_KMO_116350_04241_1_t222_202026 (401x544, 23Kb)



Пётр Капица





Лучшие работы Наппельбаума получались, когда он встречался с людьми, привлекавшими его своей незаурядностью. М.Наппельбаум довольно рано стал снимать, используя один источник света.



М.С.Наппельбаум



Главным в человеке для фотопортретиста всегда было интеллектуальное и волевое начало, поэтому основным в портрете у него становится лицо, а в лице — глаза.


Стоит посмотреть несколько десятков портретов, выполненных Наппельбаумом, как постепенно начинает вырисовываться портрет самого мастера, его фотографическое перо, неповторимый авторский стиль.









Г.Уланова





Портрет работы Наппельбаума не перепутаешь ни с чьим другим. На лица его персонажей струится таинственный, непонятно откуда берущийся свет — «рембрандтовский», как сказали бы искусствоведы.







Фаина Раневская





Наппельбаум и впрямь выполнял революционные по тем временам эксперименты с освещением в кадре.




4638534_KMO_085979_04683_1_t222_202136 (376x544, 29Kb)


Д.Д.Шостакович




Тогда, в самом начале века, было неслыханной смелостью сделать портрет, где лицо высвечивается лишь наполовину, с одной стороны.




4638534_O2sr7k5wCzk (452x600, 26Kb)


А.Блок и К.Чуковский, 1921 г.




Согласно тогдашней моде, чтобы выполнить грамотный портрет, требовалось как минимум три источника освещения.







Борис Эйхенбаум





Наппельбаум оставлял один источник и делал «неграмотные» портреты. На подобную дерзость мог отважиться только настоящий художник. В 1918 М.Наппельбаум сделал ряд портретов деятелей революции, соратников Ленина.







В. И. Ленин





Среди них портреты Ф.Дзержинского, В.Воровского, А.Луначарского, В.Куйбышева.







Фрунзе







Ф.Дзержинский







В 1919 году М.Наппельбаум при поддержке Я.Свердлова организовал при ВЦИКе первую государственную фотографию. 20-е и 30-е годы - наиболее плодотворные в жизни портретиста.







Михаил Зощенко





В это время Наппельбаум фотографировал многих выдающихся людей страны: писателей, художников, артистов, ученых.







К.С.Станиславский





Помимо снимков вождей революции он создал галерею портретов людей, без которых невозможно сегодня представить русскую культуру ушедшего века, — Станиславский и Эйзенштейн, Пастернак и Есенин, Шостакович и Хачатурян, Галина Уланова и Айседора Дункан.









Сергей Эйзенштейн





Персональные выставки М.Наппельбаума состоялись в 1918 (Петроград), 1935, 1946, 1955 годах (все в Москве).









Ромен Ролан





В годы Великой Отечественной, несмотря на преклонный возраст, фотограф продолжал активно трудиться.




4638534___06 (489x639, 130Kb)


Василий Качалов






Недаром на его третьей персональной выставке, прошедшей в московском Доме ученых в 1946 году, среди 250 выставленных портретов значительную долю составляли не известные прежде произведения.







Илья Эренбург





В послевоенную пору Наппельбаум снимал уже меньше: главным делом стала работа над книгой, в которой он обобщил свой громадный творческий опыт.





Максим Горький





Книга, названная автором “От ремесла к искусству”, увидела свет в 1958 году, через несколько месяцев после кончины фотографа.




4638534_f5 (444x700, 208Kb)


Пишет rinarozenliveinternet.ru


Tags: фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments