vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

АТ-1 - ПЕРВЫЙ В МИРЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТАНК



Еще во время I мировой войны остро встала проблема недостаточной мобильности полковых пушек калибра 76 мм, которые силами нескольких человек удавалось перемещать достаточно медленно и на небольшие расстояния. Предпринимались попытки перевозить пушку в кузове грузовика, однако главной проблемы это не решало.




В Советском Союзе была продолжена работа по поиску путей увеличения мобильности тяжелых орудий. В 1927 году была разработана усовершенствованная конструкция пушки калибра 76 мм, которая была легче предыдущих образцов.





Однако советские инженеры пошли дальше — они решили смонтировать 76-мм орудие на шасси танка Т-26.
Так, в 1932 году появилась первая самоходная артиллерийская установка СУ-1, на которой пушка вместе с двумя пулеметами размещалась в закрытой бронированной рубке.


В 1933 году попытались разместить 76-мм пушку в модифицированной башне танка Т-26. Однако оказалось, что эта башня, несмотря на кажущуюся вместительность, на самом деле внутри очень тесная, так что негде разместить достаточный боезапас, поэтому выпуск артиллерийского танка Т-26А (другое название Т-26-4) был прекращен.


В 1934 году на заводе № 185 имени Кирова начались работы по созданию улучшенного варианта танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, получившего обозначение АТ-1 (артиллерийский танк). Предполагалось, что новая машина поступит на замену танку Т-26А.





Работы по проектированию АТ-1 велись под руководством начальника конструкторского отдела по самоходным установкам опытного завода № 185 имени Кирова П.Сячентова. Весной 1935 года было изготовлено два опытных образца.



Экипаж состоял из механика-водителя, который размещался в отделении управления справа по ходу машины, наблюдателя (он же заряжающий), расположенного в боевом отделении справа от орудия, и артиллериста, находящегося слева от него. В крыше установки имелись люки для входа и выхода экипажа из машины.






Боекомплект установки составлял 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов (29 дисков) к пулеметам. Броневая защита - противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 15 мм.


Боевая рубка была изготовлена из броневых листов толщиной 6 и 15 мм. Броневые детали соединялись между собой при помощи заклепок. Бортовые и кормовой броневые щитки рубки для обеспечения возможности удаления пороховых газов при стрельбе, на половину ее высоты были выполнены откидными на петлях.
Однако щели в 0,3 мм между откидными щитками и корпусом не обеспечивали защиту экипажа от поражения свинцовыми брызгами от пуль.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-26. Емкость топливных баков составляла 182 л. Запас хода установки по шоссе достигал 170 км.

Испытания АТ-1, проведенные весной - летом 1935 года показали хорошие результаты.  Поэтому руководство АБТУ РККА приняло решение о подготовке серийного производства АТ-1, для чего в 1936 году предполагалось выпустить установочную партию из 10 машин. Но из-за перегруженности завода № 174 программой по танкам Т-26 сделать этого не удалось.


Производство АТ-1 перенесли на 1937 год. В 1937 году П.Сячентов, ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185, был объявлен «врагом народа». Это послужило причиной прекращения работ над многими образцами, спроектированными под его руководством. Среди прочих был поставлен крест и на АТ-1, хотя Ижорский завод уже изготовил 8 бронекорпусов, а завод № 174 начал сборку первых машин.

Три года спустя, в ходе советско-финской войны, одному из корпусов АТ-1 нашлось применение. В январе 1940 года по просьбе бойцов и командиров 35-й танковой бригады, ведущей боевые действий на Карельском перешейке, завод № 174 начал работы по проектированию «санитарного танка для эвакуации раненых бойцов с поля боя». Эта инициативная работа была одобрена начальником Автобронетанкового управления РККА Д. Павловым.


В качестве базы был использован один из имевшихся на заводе корпусов АТ-1, который по месту, без чертежей, был переделан и приспособлен для перевозки раненых. Заводчане хотели подарить эту машину танкистам к празднику 23 февраля - дню Красной Армии. Но в связи с задержкой изготовления санитарный танк на фронт не попал. После окончания боевых действий санитарный Т-26 (так он именовался в документах завода № 174) был передан в Приволжский военный округ.
Дальнейшая судьба машины неизвестна.


АТ-1 стала первой в мире самоходной пехотной пушкой — весьма мощным оружием на тот период времени. Для сравнения следует отметить, что в Германии в тот момент танков сопровождения пехоты не было, впоследствии аналогичные боевые машины разрабатывались немецкими инженерами на основе советского опыта.
http://bronetehnika.narod.ru/at1/at1.html

источник

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments