vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Памятник «Тысячелетие России». Часть 1


Ne2VgrMiL6ZkRNo3drl1nLAG9xKCtsTt (700x466, 95Kb)



Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.





A01_Prizvanie_varyagov (700x512, 119Kb)



Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839



Призвание варягов — легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди  варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.



Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).



Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились с полным доверием к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании «Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина)» показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке.



Предыстория призвания варягов



Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» (Балтийского) моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению  Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».



Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия.



Живописный_Карамзин_1 (521x700, 566Kb)



Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.



Призвание



Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д.С. Лихачёва):



«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…».



Варяги (700x494, 140Kb)



Призвание варягов. В. М. Васнецов



Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.



Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку на древнерусском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества. В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. Так слово "наряд" можно понимать и как "порядок", в смысле "благополучие", "благообразность" и даже ещё проще и ближе к современному значению - "красота".



Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X  века Ибн Русте русы описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.



Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…».



Д.С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.



Участие руси в призвании



В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в «Новгородской Кормчей» (1280) русь  названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И.Г., Д.И. Иловайский, Потебня А.А., М.Н. Тихомиров и Вернадский Г.В. Проблему вызывает склонение слова «русь» во фразе — «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» в традиционном переводе летописи, или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.



Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:



«Старая Руса на реке Русе существовала ещё до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: „и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.“. То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами».



Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно». По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежах X—XI вв. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В.В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь».



Академик А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем».



Участие руси в призвании варягов фиксируется в более поздних, чем Повесть временных лет, источниках: «Владимирском летописце» и «Сокращённом Новгородском Летописце», а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь» и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…» и некоторых других.



Столица Рюрика



Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород.



Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода  датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.




В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.



2215 (700x466, 281Kb)



Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.



1471016685_mikeshin (231x300, 16Kb)



Михаил Осипович Микешин — русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.



Schreder_IN (1) (534x611, 82Kb)



Иван Николаевич Шредер (Шрёдер) — русский скульптор, академик Императорской Академия художеств.



mus024 (504x700, 86Kb)



Виктор Александрович Гартман — русский архитектор, сценограф, художник и орнаментист, один из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре.



gcross_red_book-mark_ribbon (200x17, 0Kb)



545 (700x466, 168Kb)



Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.



Описание



Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).



Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов).



Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:



- Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».



- Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.



- В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.



2216 (700x466, 556Kb)



Верхний ярус



Russia_3212_(4139723702) (465x700, 60Kb)



Православие: фигуры — ангел, поддерживающий крест и благославляющий коленопреклоненную женщину в русском национальном костюме, опирающуюся на щит с гербом и датой «1862». Фигуры выполнены скульптором И. Н. Шредером, крест изготовлен по рисунку архитектора В. А. Гартмана.



Средний ярус



800px-1000_Rurik (524x700, 137Kb)



Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес 



572px-1000_Veles_V (572x600, 388Kb)



(обращены на юг, к Киеву). Эта группа выполнена скульптором П. С. Михайловым.



800px-1000_Vladimir_up (522x700, 106Kb)



Крещение Руси (988—989 годы): Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.



436 (441x700, 124Kb)



Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит  шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.



800px-1000_Ivan_III_2 (460x700, 105Kb)



Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане, обращённая спиной фигура человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству. Эта группа выполнена скульптором И. Н. Шредером.



800px-1000_Mikhail_F_Romanov (524x700, 98Kb)



Избрание на царство (1613 год): Михаил Федорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой, защищающий его обнажённой саблей, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.



Millennium_of_Russia_2.6 (656x700, 128Kb)



Основание Российской империи (1721 год): Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и  порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу). Эта трёхфигурная группа выполнена скульптором И. Н. Шредером.




Нижний ярус (фриз)




Фриз делится на четыре раздела:



«Просветители»



31 фигура, начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича.



1000_Prosvetiteli (700x249, 58Kb)



1000_Kirill_i_Mefody (440x700, 324Kb)



Кирилл и Мефодий - христианские проповедники



1000_Olga (274x700, 60Kb)



Ольга - Великая княгиня Киевская



1000_Vladimir_Sviat (326x700, 239Kb)



Владимир Святославич - Великий князь Киевский



1000_Avraam (326x700, 238Kb)



Авраамий Ростовский - епископ Ростовский



1000_Antony_Pechersky (373x700, 249Kb)



Антоний Печерский - основатель Киево-Печерского монастыря



1000_Feodosy_Pechersky (373x700, 249Kb)



Феодосий Печерский - игумен Киево-Печерского монастыря



1000_Kuksha (373x700, 242Kb)



Кукша Печерский - иеромонах Киево-Печерского монастыря



1000_Nestor (317x700, 230Kb)



Нестор Летописец - историк



1000_Kirill_Belozersky (365x700, 230Kb)



Кирилл Белозерский - основатель Кирилло-Белозерского монастыря



1000_Stefan_Permsky (271x700, 55Kb)



Стефан Пермский - епископ, просветитель Пермского края



1000_Aleksy (365x700, 243Kb)



Алексий - митрополит Киевский и Всея Руси



1000_Sergy_Rad (295x700, 55Kb)



Сергий Радонежский - православный святой, основатель Троице-Сергиева монастыря



1000_Piotr_Mogila (376x582, 197Kb)



Пётр Могила - митрополит Киевский и Галицкий



1000_Zosima (400x621, 233Kb)



Зосима Соловецкий - основатель Соловецкого монастыря



1000_Maksim_Grek (400x621, 244Kb)



Максим Грек - крупный деятель русского просвещения, писатель



1000_Savvaty (306x407, 130Kb)



Савватий Соловецкий - основатель Соловецкого монастыря



1000_Iona (238x700, 46Kb)



Иона Московский - митрополит



1000_Makary (400x621, 234Kb)



Макарий - митрополит Московский и Всея Руси



1000_Varsonofy (400x621, 227Kb)



Варсонофий - архиепископ Тверской



1000_Gury (400x621, 224Kb)



Гурий - архиепископ Казанский



1000_Ostrojsky (411x700, 272Kb)



Константин Острожский - князь, киевский воевода



1000_Nikon (305x700, 217Kb)



Никон - шестой патриарх Московский и Всея Руси



1000_Rtishev (418x700, 287Kb)



Фёдор Ртищев - родоначальник русской благотворительности



1000_Rostovsky (305x700, 221Kb)



Димитрий Ростовский - церковный деятель, писатель



1000_Tihon_Zadonsky (366x700, 254Kb)



Тихон Задонский - епископ Ладожский, затем Воронежский, писатель



1000_Mitrofan (366x700, 254Kb)



Митрофан Воронежский - первый епископ Воронежский



1000_Konissky (246x700, 166Kb)



Георгий Конисский - архиепископ Белорусский, писатель



1000_Feofan_Prokopovich (305x700, 211Kb)



Феофан Прокопович - архиепископ Новгородский, писатель и учёный



1000_Platon (305x700, 203Kb)



Платон - митрополит Московский



1000_Innokenty (305x700, 209Kb)



Иннокентий - архиепископ Херсонесский и Таврический

источник

Tags: Россия, памятник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments