vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Памятник архитектуры для архитектурного института - усадьба Воронцовых



Бывший главный дом городской усадьбы графа И. И. Воронцова и его потомков. Усадьба в основном сформировалась в середине XVIII века, в 1770-х годах главный дом приобрёл классический облик. По сторонам парадного двора стояли флигели, обращённые торцевыми фасадами к Рождественке.





В начале XVIII века это была центральная часть огромной территории, простиравшаяся от Рождественки до нынешней Петровки и занимавшая часть низменного побережья реки Неглинной. С юга эта часть земли граничила с Кузнецкой улицей (нынешним Кузнецким мостом), а с севера — с нынешним Сандуновским переулком.



Главные украшения здания — керамические панно, изготовленные в керамических мастерских Строгановки



Территория принадлежала Артемию Петровичу Волынскому, государственному деятелю (в 1719—1730 гг. — астраханский и казанский губернатор, а с 1736 года — кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. Выступал против бироновщины и был казнен). При вступлении.на престол Елизаветы Петровны владения были возвращены его семье.



В 1742 году владельцем стал сын Волынского Петр, а в 1759 году — зять Петра Артемьевича граф Иван Илларионович Воронцов, сын которого, Артемий Иванович, впоследствии был крестным отцом А. С. Пушкина.
В 1759 году на месте теперешнего главного здания уже высились каменные палаты; вместо обветшалых трех “людских покоев” возводятся новые.





Спуск с холма был занят садом с художественно оформленными прудами. Болотистая низина берегов была осушена. В 1793 году часть владения переходит к Ирине Ивановне Бекетовой. Ее пасынок Платон Петрович Бекетов, двоюродный брат поэта И. И. Дмитриева, был связан с литературными кругами и прославился как книгоиздатель.












В первое десятилетие XIX века части владения Воронцова были проданы, а центральная часть, принадлежавшая И. И. Бекетовой по купчей от 21 сентября 1809 года была приобретена для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии.









Огромный сад Воронцова был приспособлен под ботанический сад с участками для разведения лекарственных растений. В главном здании разместились аудитории, кабинеты, библиотека, в пристройках — больница, общежития для студентов и квартиры преподавателей и обслуживающего персонала. Московская медико-хирургическая академия была организована в 1800 году на базе медико-хирургического училища при Московском госпитале.






Академия выпускала и ветеринарных врачей. С 1808 года курс академии был рассчитан на четыре года. Пятый год отводился практическим работам в госпитале. С 1809 по 1832 год было выпущено 972 врача. Здесь присваивали звания и “повивальным бабкам”.










В 1829 году академию окончила первая женщина — “зубной лекарь” (некая варшавская уроженка Назон). Среди многочисленных выпускников Московской академии были: хирург и анатом Илья Буяльский, профессор-акушер Г. И. Кораблев, врач М. А. Достоевский (отец писателя), декабрист Фердинанд Вольф, профессор-терапевт И. Е. Дядьковский, биолог К. Ф. Рулье и другие, оставившие след в истории русской медицины.










В связи с войной 1812 года академия была эвакуирована во Владимир и Муром. Ее профессора и студенты работали в госпиталях и на полях сражений. В перечне своих пристанищ в Москве в 1812 году писатель Стендаль называет также медицинское училище, очевидно, имея в виду Московскую медико-хирургическую академию.




Солидные заслуги академия имела в ликвидации различных эпидемий, в том числе и холеры. Ученые и студенты работали в госпиталях не только Москвы, но и других городов. При академии имелась больница на 200 человек. Представитель ветеринарной науки академии X. Г. Бунге совершал многочисленные рейсы по стране для прекращения падежа скота, ликвидации эпидемии чумы, сибирской язвы. По постановлению от 19 июня 1845 года Московская медицинская академия слилась с медицинским факультетом Московского университета.





После капитального ремонта 28 сентября 1846 года в бывшем здании Медико-хирургической академии были торжественно открыты факультетские клиники Московского университета (терапевтическая и хирургическая, каждая на 60 кроватей, и акушерская — на 30). Не окончившие академию студенты доучивались здесь. В факультетских клиниках Московского университета учились и проходили практику многие замечательные ученые-медики. Преподавали и работали видные университетские ученые: А. И. Овер, Ф. И. Иноземцев, Г. А. Захарьин, В. А. Басов, А. А. Остроумов, В. Ф. Снегирев, Н. В. Склифосовский и многие другие.




В конце 1880-х годов медицинские клиники университета начали переводить в новые, специально построенные для них здания на Девичьем поле. Территория и здания старых клиник поступили в ведение Министерства финансов, которое передало их художественно-промышленному училищу, основанному государственным деятелем графом С. Г. Строгановым.

Исторический фасад здания Строгановского училища. С фотографии 1900г.


С доски:
Граф Сергей Григорьевич Строганов, на личные средства, в конце 1825 года открыл бесплатную школу рисования. Успехи строгановской школы в подготовке мастеров прикладного исскуства заставляют правительство создать школу при Московском дворцовом архитектурном училище по образу строгановской, названой 1-й рисовальной школой. В 1843 г. С.Г.Строганов (ставший к тому моменту попечителем Московского учебного округа)передает свою школу государству, и с 1844 года она именуется 2-й рисовальной школой. В 1860 году 1-я и 2-я школы были объеденены, и на их базе было создано единое училище, получившее название Строгановского училища технического рисования. Это первая дата MDCCCLX - 1860.

Первоначально училище располагалось  на Страстной площади в доме, известном как "Дом Фамусова". В 1890 году для нужд Строгановского училища казной был куплен, изображенный на фотогрфии, особняк Ворнцова. Особняк находился в неудовлетворительном состоянии, поэтому руководство Строгановского училища осуществило капитальный ремонт в 1890-1900 годах, в ходе которого была проведена реконструкция, ремонт главного здания и левого флигеля. По проекту и под руководством академика архитектуры С.У. Соловьева и Д.П. Сухова главное здание подверглось значительной переделке.

Парадный шестиколонный портик был убран, а на его месте был создан новый уникальный фасад. В керамической мастерской учиилища, под руководством М. Васильева была выполнена полихромная керамическая плитка. Скульптурные портреты, медальоны известных художников, архитекторов и скульпторов выполнены В. Бровским в мастерских Строгановского училища в 1891 году. Дата MDCCCXCII - 1892 относится к завершению работ на главном корпусе. На фотографии по красной линии улицы от левого до правого флгеля видна ограда. Сама ограда относится к началу XIX в.

Разрыв посередине это ампирные ворота, утраченные в ходе реконструкции. На их месте появились новые ворота со сторожкой, которые до сих пор закрывают проезд. Накопленные подлиники. зарисовки, слепки собраные в училище навели на мысль об организации музея прикладного исскуства. Такой художественно-промышленный музей был создан в 1864 году, официальное открытие состоялось в 1868 году. После исторического музея и музея П.И. Щукина он был крупнейшим музеем русской старины. В 1892 году музей разместился в восьми залах первого этажа здания на Рождественке. 10 тысяч экспонатов были выставлены для свободного ознакомления широкой публике.
Считаю, что фотография относится к периоду 1892-1900 годов.








Дата MDCCCLX — 1860 год — год образования Строгановского училища.







Строгановская школа готовила для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу, по волокнистым веществам. При Строгановском училище, которое с 1843 года стало государственным, был создан художественно-промышленный музей.




С 1892 года он занял свое место при училище на Рождественке. В музее были собраны образцы старинного шитья, стекло, фаянс, художественные изделия из металла, изразцы, оружие, старинные иконы и кресты и многое другое. Поступали сюда и частные коллекции.




Здания, перешедшие училищу, подверглись реконструкции по проекту академика архитектуры С. У. Соловьева. Были возведены трехэтажные флигеля на месте снесенных старинных построек, в 1903 году надстроили верхние этажи. Именно в этот период фасад здания был украшен знаменитыми керамическими вставками, выполненными строгановцами.



Со Строгановским училищем были связаны имена таких архитекторов и художников, как С. У. Соловьев, Ф. О. Шехтель, Л. Н. Кекушев, А. Ф. Мейснер, М. А. Врубель, И. В. Жолтовский, Ф. Ф. Горностаев, Д; П. Сухов, К. А. Коровин, К. К. Первухин, К. Н. Горский, А. Н. Андреев и др. В Совете музея были П. В. Жуковский (сын поэта), С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов. Здесь же помещался Союз русских художников, членами которого были: С. В. Иванов, С. А. и К. А. Коровины, А. С. Степанов, К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, Л. О. Пастернак и др. В помещениях проводились художественные выставки, кустарные базары и благотворительные мероприятия.





В 1918 году на основе Строгановского училища были организованы Вторые свободные художественные мастерские, в которых занятия вели видные представители архитектуры и искусства: И, В. Жолтовский, А. В. Щусев, И. В. Рыльский, И. Э. Грабарь и др. В 1920 году вместе с Первыми (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице) эти мастерские были преобразованы во ВХУТЕМАС. На Рождественке разместилось архитектурное отделение.






В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован в ВХУТЕИН (Высший государственный художественный технический институт). В 1930 году он был преобразован в Архитектурно-строительный институт (АСИ), а на следующий год переименован в Архитектурно-конструкторский институт (АКИ) и, наконец, в 1933 году реорганизован в Московский архитектурный институт.


http://www.marhi.ru/history/

Tags: усадьба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments