vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВИТРАЖИ



Витраж Доходный дом А.М.Назарова

Именно витражи делают Санкт-Петербург праздничным, учитывая прописавшееся в городе ненастье. Осколки цветных стекол в подъездах старых петербургских домов, тускло мерцающие на фоне серого неба, вселяют надежду на скорый приход весны, делают лицо города более солнечным. А в интерьерах особняков, где сохранность витражей более высокая, они выполняют не только декоративную функцию, но, подчас, являются в некотором роде ширмой, отгораживающей пространство от внешнего мира – а где-то, наоборот, впускают яркий свет в закрытые от посторонних глаз покои.





Большая Морская 47. Витраж с подписью





Рассказ о петербургских витражах часто начинается с первой трети XIX века. Однако предтечами отечественных витражей были древние слюдяные оконца, мастерски изготовлявшиеся ремесленниками допетровской Руси. Они наполняли интерьеры палат и теремов игрой света, рожденной мерцанием и искристыми отблесками слюды.

Ординарная ул., 10. Фрагмент витража




Первый стекольный завод появился в России в 1635 году в Дмитровском уезде, а в 1668 году был построен второй завод в Измайлово. В XVIII веке, по инициативе М.В.Ломоносова, в 1754 году под Ораниенбаумом была пущена фабрика по производству окрашенного стекла – смальты для мозаик.
Но в ранний петербургский период, когда в новой российской столице уже воцарились стили барокко и классицизм, архитекторы при декорировании своих шедевров практически не использовали витражное искусство как инструмент.



Ординарная ул., 10.



Только с зарождением романтизма, пробудившего интерес к культуре средневековья, в частности – к готике, живописные окна вошли в образный строй новых сооружений. Но именно работы со смальтами для мозаик подготовили почву для последующего возникновения в России витражного производства.
Кстати о мастерах… Витражное производство – процесс коллективный. О подлинных авторах многочисленных городских витражей известно немного. Даже такой знаменитый архитектурный памятник города, как Торговый дом «Братья Елисеевы», в котором большие стеновые плоскости сплошь были витражными, не знает точного имени автора проекта и исполнителя уникального цветного полотна.


Каменноостровский пр., 13 - ул. Мира, 13




Наиболее заметным опытом был в середине XIX века витраж для Исаакиевского собора. Он был включен в интерьер по предложению архитектора Лео Кленце. Необычно присутствие в интерьере православного храма витража изначально элемента убранства католических церквей. Однако изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря собора было одобрено Святейшим Синодом и лично императором Николаем I. Изготовлением витража занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс и установлен он был в окне алтаря в 1843 году.
Именно от этого витража можно вести отсчет истории витражного искусства в России.

Введенская ул., 17


Тот же XIX век дал Петербургу Владимира Дмитриевича Сверчкова (1822?-1888) – первого русского витражиста, который, окончив Академию художеств и пройдя стажировку в Германии, открыл вблизи Мюнхена собственную мастерскую. Деятельность В.Д.Сверчкова напрямую была связана с Петербургом и немногие уцелевшие витражи по сей день украшают особняк Ф.К.Сан-Галли и дворец вел.кн. Владимира Александровича, больше известный как Дом ученых.


Витраж. Старый фонд



Первые опыты широкого производства витражей в самом Петербурге были осуществлены при помощи иностранных специалистов и под их руководством. Фирма «М.Эрленбах и Ко», исполнявшая на своих заводах в Финляндии заказы для российской столицы, в 1888 году построила на Васильевском острове стеклянную фабрику. При ней была открыта художественная мастерская для мозаичных составных стекол в свинцовой пайке и для живописи на стекле металлическими красками, которая обжигается в особо устроенных муфельных печах. Для этой цели были выписаны из-за границы талантливые художники. В 1894 году на базе этой фирмы было организовано Северное стекольно-промышленное общество, директором которого стал германский подданный и петербургский купец Максимилиан Леонтьевич Франк.


Витраж Исаакиевского собора




С 1902 года фирма «М.Франк и Ко» являлась лидером в изготовлении и продаже витражей, имея практически монополию на выполнение заказов для доходных домов в Петербурге. В 1911 году фирма с таким названием перестала существовать, преобразовавшись в Петербургское стекольно-промышленное общество (братья Франк стали там директорами и имели долю в деле).

В 1899 году в Петербурге образовалась своя школа витражистов – класс живописи по стеклу в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. На рубеже XIX-XX веков в Санкт-Петербурге находилось огромное количество витражных и стекольных производств. По меньшей мере 550 зданий украшали витражи и стекла с благородным матовым рисунком. Ни в одном другом городе России не было ничего подобного. Широчайшее распространение витражей преобразило повседневную среду обитания, эмоционально обогатив ее многоцветием красок, насытив историческую среду сюжетами, характерными для всей культуры Серебряного века.

Чайковского 28




Возникновение в конце XIX – начале XX века большого количества предприятий, занимавшихся производством витражей, было обусловлено, прежде всего, появлением нового стиля – модерна. В этот стилевой период особенно ярко выявилось пристрастие витражистов к фактурным стеклам. Взаимоотношение фактур таких цветных стекол сделало поверхность витражного полотна декоративно насыщенной. Казалось, что витражная картина выткана из драгоценных камней.

Петербургские витражи завоевали и международное признание, получив Большую Золотую медаль на международной выставке 1900 года в Париже. Витражи Северного стекольно-промышленного общества и целый ряд других фирм и заводчиков стали призерами Международной строительно-художественной выставки 1908 года в Петербурге: «М.Франк и Ко», Э.Тодэ, А.Ахнович. В городе существовала целая сеть торговых предприятий и посредников-представителей русских и зарубежных заводов.

Среди иногородних фирм, работавших в это время для Петербурга, стоит отметить рижскую мастерскую Эрнста Тоде (1858-1932).
Эрнест Фридрих Тоде родился в немецких поселениях в Парголово под Петербургом. Он получил прекрасное художественное образование: изучал архитектуру в Рижском политехническом институте, живопись – в Мюнхенской Академии художеств. Пройдя долгий творческий путь, в 1895 году Тоде открыл в Риге мастерскую живописи на стекле. Тоде применял старую расписную технику в сочетании с наборной. Мастерская изготовила витражи для Домского собора в Риге, костела Св.Яна в Вильнюсе. В конце XIX века ателье создало ряд монументальных витражей для петербургских церквей: Реформатской, Кавалергардского полка, костела Св.Екатерины. В отличие от предприятия Франка и других производств, Тоде с высокой степенью мастерства применял старую расписную технику в сочетании с наборной.

В 1898 году Тоде создал два витража, украсивших парадную лестницу особняка Е.И.Набоковой. При жизни владельцев дом был буквально пронизан витражами: начиная с витражных ворот, пройдя через окна жилых комнат и заканчивая дверями ванных комнат. Об этом вспоминал Владимир Набоков в своем романе «Другие берега». Сегодня витражи Тоде сохранились только на парадной лестнице. Выбранные для окон орнаментальные мотивы гармонично вписываются в общее декоративное решение интерьера. Конструкция витражей – прямоугольная сетка из тонких свинцовых прожилок – не только не нарушает цельности композиции, но, напротив, создает ощущение своеобразной жардиньерки (подставка или корзинка для комнатных цветов), по которой тянутся к солнечному свету нежные букеты цветов. Окна, придававшие интерьеру праздничность, были художественным символом лета, никогда не проходившего для обитателей дома.
В том же году Тоде выполнил серию витражей для парадной столовой особняка А.Ф.Кельха.

Любопытно, что в России слово «витраж» на рубеже XIX-XX веков еще не вошло в обиход. Вместо него использовались описательные определения: стеклянная живопись, стеклянная мозаика, художественные стекла, живопись по стеклу.

Помещенные на лестницах доходных домов витражи не претендовали на роль монументальной картины. Поэтому здесь полностью преобладали орнаментальные композиции, иногда с пейзажными вставками. Особая светоносность петербургских витражей достигалась введением бесцветного фона. Это было оправдано практически тем, что окна выходили во дворы-колодцы. Непрозрачное рифленое стекло сохраняло плоскость витража, оставляя почти невидимой внешнюю среду. А сочетание разных фактур создавало игру световых рефлексов и преломлений.

После 1917 года предпринимались отдельные попытки воскресить витражное производство, но эта продукция спроса не нашла. На протяжении многих лет старые петербургские витражи отправлялись на реставрацию в Прибалтику: в Ленинграде не было специалистов.
Только с конца 80-х годов XX века ситуация на витражном рынке изменилась: в Петербурге сразу в нескольких мастерских начали осваивать кропотливую технику росписи стекольными красками, закрепляемыми на поверхности стекла обжигом.

Петербургский витраж стиля модерн оставил щедрое и общедоступное наследие. Но судьба этого наследия драматична: большая его часть уже ушла в небытие или находится в аварийном состоянии.
Осколки былого великолепия еще и сейчас можно заметить в подъездах петербургских домов. Несмотря на то, что многое в них утрачено, старые витражи продолжают радовать чистотой и лучезарностью своих стекол, в весенний солнечный день играя разноцветными бликами, а в долгую зиму напоминая о лете.
https://www.nrfmir.ru/ru/content/peterburgskie-vitrazhi

#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs

источник

Tags: #МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs, #МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs Петербург, витражи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments