vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть II

Оригинал взят у galik_123 в Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть II
17-1577.jpg

Часть I
Из Токмакова переулка эту церковь совсем не видно, с Денисовского - можно увидеть только, когда нет листвы. Она притаилась за заборами и строительными лесами, рядом со школой во дворе дома №13-15. Церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы стала первым в Москве старообрядческим храмом, построенным после выхода Манифеста об укреплении основ веротерпимости в 1905 году. В то время этот редкий памятник церковной архитектуры стиля модерн был украшением столицы, и его фотографии помещались в дореволюционных иллюстрированных изданиях.

1. Церковь была построена по проекту Ильи Евграфовича Бондаренко в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия. Как и в других своих проектах, Бондаренко обратился в первую очередь к наследию древнерусского искусства.

17-1575.jpg


2. Архитектор так писал об этом: "Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой".

17-1574.jpg


3. Церковь была построена всего за один год.




4. Хотя Бондаренко опирался в своём проекте на основные принципы древнерусского поморского зодчества, в архитектуре церкви много деталей, характерных для стиля модерн, в частности майоликовые разноцветные изразцы, витражи, облицовка глазурованным кирпичом. Цоколь был покрыт серым карельским гранитом, а звонница - изразцовой черепицей,

17-1576.jpg


5. Фасад звонницы украшало майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону Воскресения - это копия с чудотворного образа над Спасскими воротами Кремля.

17-1570.jpg


6. Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна украшены разноцветными витражами.

17-1573.jpg


7.

17-1571.jpg


8.

17-1567.jpg


9. Внутренние стены, не имевшие росписи и лепных украшений, и свод были выкрашены светло-голубой масляной краской. Подаренные купцами Морозовыми древние иконы, книги и церковная утварь стали основой внутреннего убранства храма.

17-1569.jpg


10. После революции 1917 года храм в Токмаковом переулке действовал до марта 1930 года. Затем ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика.

17-1568.jpg


11. В 1970-х годах церковь была отнесена к числу архитектурных памятников, подлежащих сохранению. Деньги на её реставрацию выделялись сначала из федерального и городского бюджетов.

17-1565.jpg


12. В 1988 году церковь передали Российскому совету Поморской Церкви.

17-1566.jpg


13. В начале века церковь была выстроена практически за год, а её затяжная реставрация длится год за годом.

17-1564.jpg


14. Сейчас реставрация храма проводится на средства самой поморской старообрядческой общины. Основной объём работ уже сделан, продолжаются фасадные работы.

17-1563.jpg


15. Есть надежда, что реставрация когда-нибудь всё же завершится...

17-1562.jpg


16. Совсем рядом с многострадальной церковью находятся и другие памятники архитектуры, которым повезло с реставрацией зачительно больше. От церкви хорошо видна старинная усадьба Белавиных-Варенцовых и колокольня Вознесенского храма на Гороховом поле.

17-1579.jpg
Источники информации
www.ng.ru/ng_religii
Tags: Москва, модерн, храм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments