vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Увидеть Шедевры Византии в Третьяковке

Оригинал взят у galik_123 в Увидеть Шедевры Византии в Третьяковке
17-1315.jpg

Под занавес, в последний день работы выставки "Шедевры Византии", мы всё же воспользовались уникальной возможностью посмотреть в Москве, а не в Греции, сокровища византийского искусства. Устроители выставки продлили её работу до 23 апреля, и несмотря на неприветливую погоду, а может, и благодаря ей, народу было довольно много.
Эта выставка была третьим событием перекрестного года России и Греции (2016-2017), проходившего при активном участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах, а в сентябре в Афинах проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи.
Выставка "Шедевры Византии" - ответный жест греческой стороны. Экспонаты высочайшего уровня были предоставлены музеем Бенаки, Византийским и Христианским музеем в Афинах и частной коллекцией Э. Велимезиса-Х. Маргаритиса.

17-1608.jpg


Всего в экспозиции было 12 икон, две рукописи иллюстрированных Евангелий, серебряный крест и три предмета декоративно-прикладного искусства, но выставка удивила не количеством. Все иконы в очень хорошей сохранности, от них исходит мощный светящийся цвет.

17-1581.jpg


Размещены все иконы таким образом, что их можно рассматривать с двух сторон и каждая находится отдельно от других. Каждый экспонат характеризует определенную эпоху в истории искусства Византии. Этот репортаж - для тех, кто не смог посмотреть на это собрание византийских реликвий.

17-1583.jpg


Самый ранний экспонат - двусторонний крест X века. В древней Византии такие кресты использовались в больших городских крестных ходах по случаю праздника или вражеского нашествия, когда совершались особые молитвы об избавлении от врага.

17-1607.jpg
Cеребряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых. Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки

Если внимательно рассматривать его, можно увидеть, что образ Христа Пантократора, который традиционно для таких крестов располагался в центре, поднят на верхнюю перекладину. Это связано с тем, что посредине (в средокрестии) была вложена чтимая реликвия. Теперь на ее месте медная вставка приблизительно XVIII века - изображение Христа, восстающего из гроба.

17-1606.jpg


Евангелие Тетр (Четвероевангелие) содержит традиционный порядок евангельского повествования, когда перед каждым началом располагается образ евангелиста. Книга небольшая, написана на пергаменте в Константинопольской императорской мастерской, оклад более поздний. Рукопись могла принадлежать императору или кому-то из церковных иерархов.

17-1605.jpg
Четвероевангелие. XIII век. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 216 листов. Музей Бенаки

Миниатюры евангелистов писались по той же технологии, что и иконы, только на листе пергамента. Евангелие раскрыто на листе с изображением апостола Луки, восседающего на деревянном кресле и держащего в руках стилос и раскрытый кодекс, в который он записывает слова Божественного Откровения, расположенного на пюпитре.

17-1604.jpg


Воздух - покров для священных сосудов, используемый во время литургии. Представленная сцена "Раздаяние вина" является частью композиции "Причащение апостолов".

17-1603.jpg
Воздух. Конец XIII — начало XIV века. Шелк (основа), хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, золотное и лицевое шитье. Музей Бенаки, Афины

В центральной витрине - самая ранняя на выставке, но яркая и хорошо сохранившаяся икона XII века "Воскрешение Лазаря". Эта икона была вписана в длинную горизонтальную доску. Такие доски в византийских храмах с низкими иконостасами размещали над Царскими вратами. Но потом доску распилили по сюжетам, и теперь две иконы находятся на Афоне, одна в Эрмитаже и одна представлена на выставке из Афин. По-видимому, эти иконы были написаны на самом Афоне для монастырских нужд. Традиционный золотой фон заменён на символ золота - красный цвет.

17-1602.jpg
Воскрешение Лазаря. XII век. Византийский и Христианский музей, Афины.

В экспозиции есть двусторонняя рельефная икона, которая сохранилась в единственном экземпляре. В этот период Византия испытала нашествие крестоносцев, Константинополь был взят, а вся художественная жизнь отошла на периферию - на острова Кипр, Крит. Но одновременно с византийскими школами возникли крестоносные мастерские. Эта икона соединяет в себе и живописную традицию и скульптурную. Деревянная скульптура характерна для Запада, сама же икона "Георгий Победоносец" содержит житийные клейма. Их живопись показывает влияние предшествующей традиции.

17-1601.jpg
Начало XIII века – крестоносный период. Двусторонняя икона XIII века. Великомученик Георгий Победоносец с житиями. На оборотной стороне – икона: Святые Марина и Ирина(?). Византийский и христианский музей, Афины.

Икона замечательна тем, что создана предположительно по заказу жертвователя - женщины, портрет которой находится слева от ног святого с молитвой о муже.

17-1600.jpg
Великомученик Георгий, со сценами жития

На оборотной стороне иконы написана икона святых Марины и Ирины. Обе святые из царского рода. Ирина покровительствовала почитанию икон.

17-1599.jpg


Есть в экспозиции ещё один образ великомученицы Марины, почитаемой в странах Средиземноморья. У нее на омофоре изображены крестики, что позволяет предположить, что одно из ее мучений - это утопление. В предании осталось свидетельство, что когда ее топили, с неба спустился голубь в световом луче. И этим отмечена ее святость. Икона сохранила яркие краски - вокруг алого омофора святой много золота. Золото в иконе - это не цвет, это символ света Божественного неба.

17-1598.jpg
Великомученица Марина. Конец XIV – начало XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Икона Богоматери с Младенцем не вполне вписывается в чисто византийскую традицию и несет черты латинских крестоносных мастерских, о чем говорят резкие цветовые акценты, контрасты. Художественные особенности образа, наряду с особенностями иконографии, свидетельствуют о создании иконы в византийской провинции, возможно на Кипре, в начале XIII века.

17-1582.jpg


Икона Богоматери с Младенцем отличается редкими иконографическими деталями, среди которых скрещенные и обнаженные по колено ножки Младенца и необычный жест Богоматери, придерживающий пяточку Христа.

17-1597.jpg
Богоматерь с Младенцем. XIII век. Византийский и Христианский музей, Афины

В центре экспозиции находится икона, от которой невозможно отвести глаз. Это икона знаменитого критского мастера Ангелоса Акотантоса "Кардиотисса", что означает "Сердечная". В этом образе воссоединились сразу несколько типов образов Богородицы - "Умиление", "Взыграние младенца". Особенностью иконы Византийского музея является изображение Младенца, поза которого исполнена сильного движения: с одной стороны, он обнимает Богоматерь. а с другой - как бы откидывается назад. Именно в этой позе есть указание, намёк на тему снятия с креста. Икона написана на Крите, принадлежащем в это время венецианцам. После падения Византии он стал центром иконописи во всём греческом мире.

17-1596.jpg
Богоматерь Кардиотисса. Ангелос Аконтантос, первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Заканчивается владычество крестоносцев. Восстанавливается империя со столицей в Константинополе, в Царьграде. Но то, что было пережито, воспринимается, в том числе и культурой. Если для предшествующего периода было характерно видеть классические идеальные образы, то в палеологовский период на ликах появляются черты страданий. Это последний период, потому что в середине XV столетия Византия падёт.

17-1584.jpg


Самая замечательная в художественном отношении на выставке - большая икона Богоматери с младенцем с Распятием на оборотной стороне. Это шедевр константинопольской живописи первой половины XIV века. Богоматерь указывает правой рукой на Младенца, напоминающего своим фронтальным положением и благословляющим жестом, обращенным к зрителю, образ Христа Пантократора. В углах иконы представлены два склонённых Ангела, руки которых покрыты тканью хитонов в знак благоговения перед Небесным Царем.

17-1593.jpg
Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона, вторая половина XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

На оборотной стороне - Распятие. На иконе искалечены и уничтожены лики - так поступали османы, они не уничтожали изображение полностью, они выкалывали глаза на ликах или сбивали лицо.

17-1592.jpg
Распятие. Оборот двусторонней иконы "Богоматерь Одигитрия. Распятие". XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В середине XV века Византия была уничтожена турками. Пала Восточная Римская империя (1453 г.), но не закончилась живописная традиция, связанная с империей. О том, как она продолжила свой путь, и рассказала экспозиция из 18 экспонатов.

17-1591.jpg
Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Искусство Византии дало импульс развитию древнерусской культуры: Русь стала прямой восприемницей Византии, выработав свой собственный самостоятельный путь, отличающий русскую культуру. Шедевры древнерусского искусства XI-XVII века можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

17-1590.jpg


17-1585.jpg


17-1586.jpg


17-1588.jpg


17-1587.jpg


17-1589.jpg

Источники информации: interaffairs.ru, echo.msk.ru, www.pravmir.ru, foma.ru
Tags: Византия, выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments