vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

БАРИН, КОТОРЫЙ ЗАЖИГАЛ ЗВЕЗДЫ. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ




Сергей Дягилев — гениальный антрепренер, который заставил Европу обожать русскую культуру.
До того, как обосноваться на Западе и обрушить на него русскую музыку, танец и сценографию, Дягилев сотрясал своей бурной энергией родные просторы.


Сначала был журнал «Мир искусства», основателем которого и главным редактором был Дягилев. (Собственно, как и в других своих проектах, он старался быть его «диктатором», из-за чего журнал и сложившееся вокруг него общество «Мир искусства» в итоге и развалились.)




«Мир искусства» был новаторским и по форме, и по содержанию. Для его печати в закромах нашли старинный типографский шрифт времен Елизаветы Петровны, на него шла самая дорогая бумага, его оформляли лучшие художники. Тексты для него писали тоже лучшие авторы — только, пока Дягилев не заставлял их этого делать, они порой не знали, что такими являются. Так, художник Александр Бенуа стал известен как историк искусства именно благодаря текстам в этом журнале.


Художник Игорь Грабарь начинал как критик тоже здесь — и в итоге настолько вовлекся в историю искусства, что спас половину шедевров русской иконописи и основал реставрационные мастерские.

Одна из величайших заслуг Дягилева перед историей искусства — организация в 1905 году выставки русского портрета в Таврическом дворце. На ней были представлены произведения русской живописи за все время существования жанра. Чтобы собрать картины, Дягилев (заручившись поддержкой историка, великого князя Николая Михайловича) обшарил все императорские дворцы. А также лично объездил 102 дворянские усадьбы по всей стране, уговаривая помещиков отдать на выставку старинные портреты своих предков. И тогда историки искусства Серебряного века впервые увидели многих мастеров, которые сегодня считаются столпами жанра. Они с удивлением узнали, что «наши портретисты того же XVIII века — Левицкий, Боровиковский, Шубин, Щукин, Рокотов — и более позднего времени, как братья Брюлловы, Кипренский, Тропинин, Варнек, Соколов, стоят на уровне лучших европейских — их современников», — вспоминал художник Мстислав Добужинский.
Особенно всех поразили работы Рослена.

Когда-то в далекой юности, мечтая стать композитором, Дягилев показал свои сочинения Римскому-Корсакову, который не оценил их. Уходя, молодой Дягилев прокричал: «Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!»


Спустя годы именно благодаря Дягилеву Европа познакомилась с музыкой Римского-Корсакова и начала сходить с ума от восторга. Сходила мировая публика с ума и от других открытий этого величайшего продюсера ХХ века.


К 1910-м годам в Париже этот жанр считался пережитком, полным пыли, полумрака и меланхолии.
В самом начале Русских сезонов, потрясших Париж, Дягилев делал ставку на волшебство русских сказок. Музыку для балета «Жар-птица» он заказал композитору Анатолию Лядову. Но когда стало ясно, что заказ в срок выполнен не будет, Дягилев обратился к молодому Стравинскому, премьеру ученических сочинений которого он слышал в консерватории. И «Жар-птица» Стравинского вместе с «Шехеразадой» Римского-Корсакова стали самыми популярными балетами сезона 1910 года. Стравинский еще не раз писал для Дягилева: так появились «Петрушка», «Весна священная»...



Помогло возродить интерес к балету в числе прочего и то, что Дягилев был большим ценителем мужской красоты. Одним из новаторств Дягилева был перенос внимания с женских партий на мужские. Он открыл, вернее, создал таких танцовщиков и постановщиков, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Серж Лифарь. Некоторые из них уже имели карьеру в петербургском балете, других же лепил он сам. Лифарь в воспоминаниях пишет, как Дягилев водил его по музеям, заставлял читать книги. А потом экзамен устраивал. Другие, как сестра Нижинского Бронислава или Джордж Баланчин, прибивались к Русским балетам сами - потому что знали, что именно здесь их талант раскроется.

Как и многие другие открытия Дягилева, в том числе художники Леон Бакст, Александр Бенуа, Константин Коровин и пр., на родине Наталья Гончарова была известным мастером.

Но лишь театральные работы для Русских сезонов помогли ей обрести почву под ногами в Европе. В 1914 году по рекомендации своего давнего друга Бенуа Дягилев приглашает ее для оформления нового балета «Золотой петушок» Римского-Корсакова (прежние художники-оформители труппы, тот же Бенуа и Бакст, стали уже немного старомодными, публика требовала авангарда).


Н.Гончарова. Эскиз декораций к опере "Золотой петушок". 1914


После начала Первой мировой войны художница покидает Париж и возвращается в Россию, однако в июне 1915 года Дягилев снова приглашает ее - на сей раз на постоянную работу. Гончарова с супругом Михаилом Ларионовым покидают родину накануне грядущих потрясений и остаются в Париже до конца жизни.

Дягилев не писал картин, не сочинял балетов и опер и очень редко выступал как художественный критик. Но он обладал таким вдохновением, пламенностью и организаторским талантом, что без него история искусств ХХ века была бы совсем другой...
Софья Багдасарова
#ЛИЧНОСТЬ_В_ИСТОРИИ_historydocs

источник


Tags: #ЛИЧНОСТЬ_В_ИСТОРИИ_historydocs, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments