vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Архитектурная фантазия в Кропоткинском переулке.



Особняк А.И. Дерожинской (Кропоткинский переулок д. 13), архитектор Федор Осипович Шехтель 1901-1904гг. Резиденция посла Австралии



За изящной оградой, протянувшейся вдоль Кропоткинского переулка, под кронами могучих деревьев укрылся от посторонних глаз особняк. Эта величественная и тихая обитель была построена в начале XX века  талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем для семьи миллионерши Александры Дерожинской.



1902 Александра Дерожинская,наследница миллионного купеческого состояния, в 1901 году вторично выходит замуж за В.В. Дерожинского, небогатого гвардейского офицера, и заказывает Ф.Шехтелю проект особняка. Социальное положение и финансовые возможности заказчицы предопределили уровень требований к облику будущего дома, должного отвечать самым современным архитектурным веяниям и техническим достижениям, воплощать собой комфорт и функциональность.К 1903 году завершена отделка особняка.


Особняк А. И. Дерожинской. 1902 – 1910 Хамовники







Особняк Дерожинской, построенный в стиле модерн, стал результатом воплотившейся в реальности неудержимой фантазии Федора Шехтеля. По преданию гениальный архитектор вдохновился на создание этого прекрасного особняка во время прослушивания Первой симфонии Александра Скрябина. И музыкальное произведение А.Скрябина,  и творение Ф.Шехтеля пропитаны атмосферой таинственности, патетики и умиротворения. Ведь и правда, музыка и архитектура неразрывно связаны между собой. Еще Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне».






Состоятельная хозяйка особняка  Александра Ивановна Дерожинская, в девичестве Бутикова, происходила из купцов-старообрядцев. Её отец И.П. Бутиков в середине XIX века купил участок земли в районе Остоженки и построил там крупную текстильную фабрику. По фамилии владельцев этой фабрики один из московских переулков  стал с тех пор именоваться Бутиковским. На Мясницкой улице у Бутиковых  был свой фирменный магазин.






Юную Александру Бутикову выдали в возрасте 16 лет замуж за П.П. Рябушинского. Брак оказался неудачным. От  брака с Рябушинским у Бутиковой родился сын Паша, который при разводе в 1900 году остался с отцом.






В 1900 г.  Александра становится полноправной собственницей имущества своей семьи. К этому моменту семейный бизнес  был на грани финансового краха. Благодаря своей  деловой хватке А.И Бутикова  рассчиталась с долгами и вывела предприятие «Товарищество мануфактур Ивана. Бутикова» из кризиса.




















Через год после разрыва со своим первым мужем в 1901г Александра вновь выходит замуж за потомственного военного В.В. Дерожинского. Но и с этим мужчиной она прожила всего 9 лет и развелась с Дерожинским в 1910г.



Третий раз Александра  Дерожинская выходит замуж  в 1910г за Ивана Ивановича Зимина — директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Его брат С.И. Зимин создал в Москве частную оперу, которая получила название «Частная опера Зимина» (здание этой оперы находилось на Большой Дмитровке, ныне здесь Московский театр оперетты). После женитьбы на А. И.Дерожинской  И.И Зимин переселяется в особняк своей жены в Кропоткинском переулке.




После революции 1917 года А.И. Дерожинская покидает Россию с семьей навсегда, и след их теряется за границей.   








Особняк А.И.Дерожинской был построен и оборудован по последнему слову техники того времени. Здесь было проведено электричество, канализация и водопровод, устроено паровое отопление, электричество,  вытяжная вентиляция, телефон.  В подвале дома располагалась котельная, которая соединялась с комнатами посредством специально заказанных труб. Пол и стены обогревались калорифером. Некоторые отопительные приборы (чугунные батареи второго этажа) сохранились до настоящего времени. Отдельно были устроены несколько каминов в комнатах первого этажа.







В доме два этажа и подвал. Первый этаж отводился под приемные помещения и частную жизнь семейства, второй — исключительно под частную. Подвал занимали хозяйственные помещения и комнаты прислуги, хотя и в нем размещалась довольно большая бильярдная. В первом этаже помещался зал приемов, называвшийся в то время холл, столовая, малая гостиная и хозяйские комнаты — спальня, кабинеты, ванные комнаты. Во втором этаже предполагалось разместить детские комнаты, комнаты гувернанток и учебные классы. Там же, во втором этаже у черной лестницы располагалась кухня.

Парадная лестница  1973-1975


В интерьерах особняка Дерожинской довольно хорошо сохранилась первоначальная отделка стен, встроенная мебель, камины, осветительные приборы. Из парадного вестибюля и прихожей, посетитель попадает в холл — главное содержательное, композиционное,  художественно-выразительное  и пространственно-структурное  ядро  особняка. Грандиозный зал является организующим началом  внутреннего пространства особняка Дерожинской. Вокруг него группируются все остальные помещения.


Гостевой холл. 1903


Огромное  окно  освещает  это  колоссальное  помещение,  размеры  которого поистине  впечатляют:  площадь равна 12,6 на 10,7 м, высота — 11,2 м.




По замыслу Шехтеля, верхнюю часть стен холла-гостиной изначально планировалось украсить живописным панно. Площадь росписей должна была составлять немногим менее 250 кв. м.

Борисов-Мусатов с воодушевлением оценивал перспективы своей работы над таким масштабным проектом. В письме Грабарю от 10 июня 1905 года он пишет: «Буду в Москве после 17-го и остановлюсь у Ульянова. Привезу этюд для Дерожинской. Весной ничего не успел». Художник выполнил эскизы, но осуществить их в натуре ему не пришлось. «Заказ с моими фресками не состоялся, — писал Борисов-Мусатов А.В.Щусеву в том же 1905 году, — хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия — задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа». В другом письме он вновь сетует на неудачу: «Моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши» (письмо к А. Бенуа).

И только после масштабной реставрации, проведенной 2013 году в холле-гостиной, первоначальная задумка Шехтеля была осуществлена, и на стенах появились  живописные панно из цикла «Времена года», выполненные по сохранившимся эскизам В.Э Борисова-Мусатова.



1997


Опочивальня особняка Дерожинской. Штатный переулок. 1903


Среди парадных интерьеров обращали на себя внимание кабинет и столовая. В кабинете был установлен еще один огромный белокаменный камин с монументальной скульптурной верхней панелью, изображавшей всадников, и необычным ассиметричным перспективным порталом, образованным углубленными криволинейными плоскостями (не сохранился). Он органично сочетался с мелкими светильниками в виде перевернутых пирамидок, свисавших с темного деревянного потолка, подчеркивая горизонтальную устремленность пространства. К сожалению, интерьер кабинета был коренным образом переделан еще в 1910-х годах, в результате чего приобрел маловыразительное неоклассическое звучание.

Кабинет с камином. 1910-1913


Мебель, а также стеновые панели, двери и деревянные лестницы были заказаны на фабрике Шмидта, камины выполнялись в мастерской Кутырина. Вся осветительная арматура, декоративное ламповое стекло, а также бронзовые вентиляционные решетки, ручки дверей и пр. изготавливались в мастерской братьев Вишневских. Интерьеры особняка Дерожинской были в целом завершены к весне 1903 года. Отделка шла параллельно с окончанием строительства.


Библиотека  1910-1913



Библиотека. 1973-1975


В отделке и меблировке столовой Шехтель широко использовал мотивы английского модерна, что особенно заметно в решении потолка, прочерченного темными балками, и в формах шкафов и горок, повторяющих отдельные приемы мебельного дизайна Ч.Р. Макинтоша.

В столовой не обошлось и без потайной дверцы, открыв которую можно увидеть служебную винтовую лестницу.


Столовая. 1910-1913



Ванная комната 1973-1975


Внутренняя лестница  1973





Гордостью этого особняка является величественный камин. По мнению искусствоведов этот камин — самый большой в России! По обеим его сторонам расположены обнаженные фигуры мужчины и женщины.

Камин в холле особняка А.И. Дерожинской. 1985-1987
В большой гостиной установлен белый мраморный камин, который украшают барельефы мужчины и женщины в полный рост. Женщина повернута лицом к камину, по ее позе можно предположить, что она плачет. Глаза мужчины опущены вниз. У каждого, глядя на эти барельефы, возникает свое видение происходящего. Не менее интересна деревянная рама, окружающая камин, и верхняя часть над ней, в середине которой художественной резьбой выполнен пояс из цветов. По углам рамы и в верхней части установлены красивые бронзовые вентиляционные решетки.



На территории особняка Дерожинской были возведены  хозяйственные постройки.


источник



Сразу после национализации в 1918 году особняк занимает Культурно-просветительское общество Украинской Рады. В 1919 году здесь уже размещается внешкольный отдел Наркомпроса. Его заведующей  была Н.К. Крупская, а ее заместительницей — З.П. Кржижановская. Уже в следующем году Наркомпрос переехал на Сретенку, а здание некоторое время пустовало. В 1921г в бывшем особняке Дерожинской поселили делегатов III конгресса Коминтерна. В июне-июле 1921г в этом особняке неоднократно бывал В.И. Ленин, навещая известную деятельницу международного коммунистического движения, активистку борьбы за права женщин Клару Цеткин, жившую тут вместе с делегатами. Именно ей принадлежала идея отмечать 8 марта Международный женский день.


В конце 1921 года здание передают норвежскому полномочному представительству во главе с Ф. Якхельном. Представительство было образовано в соответствии с торговым соглашением от 2 сентября 1921 года. Дипломатического статуса это представительство не имело и ведало лишь торговыми отношениями. Миссия размещалась здесь до конца 1923 года. После признания Норвегией СССР в 1924 году норвежская миссия стала посольством и переехала в другой особняк.

В 1924 году дом продолжает числиться в ведении Бюробин (бюро по обслуживанию иностранцев). В документе о закреплении указывалось, что дом использовался как «гостиница для иностранцев». Особняк занимали представительства Узбекской, Туркменской, Таджикской ССР.

В 1925 в особняк вселили китайскую дипломатическую миссию, размещавшуюся до того в номерах гостиницы «Савой». Через три года миссия была преобразована в посольство, сохранив за собой особняк Дерожинской. В здании были устроены канцелярии, а также жилые апартаменты посла и советника Китайской республики. Здесь был во время своего визита в декабре 1949 – феврале 1950г. Великий кормчий товарищ Мао Цзэдун, прибывший в Москву, чтобы «лично поздравить тов. Сталина с 70-летним юбилеем»  За более чем тридцатилетнее пребывание китайской дипмиссии в этом здании первоначальные интерьеры претерпели заметные изменения. Холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи. В результате этой трансформации некоторые помещения потеряли свой оригинальный вид.

2010-е особняк Дерожинской


В 1959 году особняк был передан посольству Австралии. В настоящее время здесь резиденция посла Австралии. Интерьер отреставрированного особняка Дерожинской носит флер своих теперешних жильцов. Помимо национальных австралийских флагов, а также развешанных по стенам картин  современных австралийских и русских художников, здесь присутствуют небольшие детали, которые были добавлены самими работниками резиденции посла Австралии.

Александра Ивановна Дерожинская
Александра Ивановна Дерожинская - дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. И.П. Бутиков еще в середине XIX века купил небольшой участок в Москве, недалеко от Остоженки на берегу Москвы-реки, и построил там крупную текстильную фабрику (расположение фабрики закрепилось в названии одного из остоженских переулков - Бутиковский. На фабрике в Москве работали 3200 человек, там было бумаго-, шерсто-, шелкопрядильное и красильное производства, где выпускали саржу, сатин и камлот. Доходы от предприятия составляли около 1 миллиона рублей. Уже к 1851 г. Бутиков получил звание купца второй гильдии и являлся казначеем Хамовнического отделения общества помощи бедным. Фирменный магазин его располагался на Мясницкой, а сам Бутиков проживал в собственном доме недалеко от фабрики (Второй Ушаковский пер.).

После смерти И.П. Бутикова в начале 1880-х гг. часть его миллионного состояния переходит по наследству к его единственному сыну Степану Ивановичу, который не смог успешно продолжить семейное дело. К концу 1890-х гг. была продана большая часть владений Бутикова - подмосковные усадьбы, магазин на Мясницкой. Фабрики и мануфактуры были на грани разорения.
Вторая часть наследства, заключавшаяся в основном в московской и подмосковной недвижимости, переходит его к жене Анфисе Федоровне Бутиковой, а после ее смерти в 1890 году - к дочери Александре.


В 1893 году шестнадцатилетняя Александра Ивановна Бутикова выходит замуж за видного промышленника, финансиста и известного в будущем политического деятеля Павла Павловича Рябушинского (1871-1924). Рябушинские были соседями Бутиковых по Ушаковскому переулку. От этого брака Бутикова имела сына Павла, который при разводе в 1900 году остался с отцом.


В 1901 году Бутикова выходит замуж за Владимира Валериановича Дерожинского. Семья Дерожинских принадлежала потомственным военным. Их финансовое положение не могло быть сопоставлено с купеческими капиталами - в их собственности находились лишь незначительные имения в Воронежской губернии. Его отец, полковник Валерий Филиппович Дерожинский, преподавал в Николаевской Академии генерального штаба в Петербурге. Владимир Дерожинский - поручик Николаевского лейб-гвардии конного полка, под руководством Великого князя Дмитрия Павловича, причем за особую доблесть его имя было «записано на мраморную доску почета». После отставки в 1896 году «назначен чиновником особых поручений VII класса при Московском обер-полицмейстере Трепове, с зачислением по армейской кавалерии и переименованием в ротмистра». Вскоре получил чин надворного советника. После развода с женой (ок. 1910 г.) жил в Москве, работал присяжным поверенным. Умер в 1919 году. Мне попадалась информация, что Дерожинский после революции работал бухгалтером у Зимина. Зимин же его и похоронил на своем фамильном участке старообрядческого кладбища. Ничего не скажешь: высокие отношения!


Около 1910 года Дерожинская третий раз выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Зимины, как и Бутиковы, и Рябушинские, являлись старообрядцами. Это были одни из крупнейших российских текстильных фабрикантов. Одновременно эта фамилия известна т.н. «Частной оперой Зимина», созданной С.И. Зиминым, братом И.И. Зимина. Сам Иван Иванович не принимал прямого участия в руководстве оперой, однако, являлся ее основным акционером. После женитьбы на А. Дерожинской Зимин переселяется в ее особняк. Этот брак дал начало слухам об оперной карьере Дерожинской, что не соответствует истине.


Александра Дерожинская вероятно, была весьма способна к ведению финансовых дел и управлению текстильным хозяйством. В 17 лет, после смерти матери, она унаследовала свою часть, включавшую дома в Москве и подмосковные имения. Большая часть наследства, включавшая фабрики, мануфактуры и магазины, как уже было сказано, отошла ее брату Степану. Однако, после неудачного ведения дел братом, производство было на грани краха. После смерти брата, не имевшего детей, Дерожинская наследует и эту часть семейного бизнеса (около сер. 1900-х гг.). Под ее руководством предприятие выходит из кризиса и освобождается от долгов, хотя и не приносит как ранее, больших доходов. Отныне она - первое лицо в правлении и дирекции Товарищества мануфактур Ив. Бутикова. В управление компанией Дерожинская сначала вводит своего мужа Влад. Валер. Дерожинского (сохранившего это место и после развода), а затем, после выхода замуж за И.И. Зимина, привлекает и его в качестве официального финансового советника.


Полное отсутствие сведений в периодической печати тех лет объясняется тем, что Дерожинская не давала светской хронике поводов для комментариев. В отличие от большинства дам своего круга, она не участвовала ни в великосветских балах, ни в благотворительных мероприятиях. Светская хроника того времени эту фамилию не упоминает вовсе.
Судьба Дерожинской после 1917 года неизвестна.

источник





источник

*

Tags: особняк, особняк Дерожинской
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments