vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

По Таганке (Швивая горка)



Всего 63 фото

Таганский холм является одним из «семи холмов» Москвы, достигая в высоту 145 метров. Юго-западный склон холма в Заяузье называется Швивая горка. Поднимается от Яузы к Таганской площади. Ограничена современными улицами Верхняя Радищевская, Яузская и Гончарная. Часть Гончарной улицы ранее называлась улицей Швивая горка. Причем название весьма неоднозначное, т.к. в разное время использовались три разных варианта: Швивая, Вшивая и Ушивая горка. Существует несколько версий происхождения названия:
1) в конце I века, когда по тогда еще полноводным Яузе и Москва-реке проходил торговый путь, груженые товаром суда по рекам таскали бурлаки, любившие отдыхать на этом приятном и живописном берегу, они варили здесь себе пищу на кострах, просушивали одежду и, между прочим, истребляли вшей;
2) на холме были огороды, и якобы на огородах тех плохо росла капуста, на которую нападала мошкара, в просторечье именуемая вошью;
3) у подножия холма, на берегу Яузы располагались бани для простого люда, а на горке работали цирюльники, люди помывшись, поднимались на холм постричься, их стригли, остриженные волосы в большом количестве скапливались на земле, т.к. их никто не убирал, и вся земля была покрыта слоем волос, естественно, со вшами;
4) когда-то здесь располагался самый крупный рынок по продаже подержанного товара, а слово «вшивый» имело в старорусском значение мелкий, дешевый;
5) некогда здесь находилась слобода швецов - тех, кто занимался швейным ремеслом, портных то есть;
6) в старину через горку проходила дорога в Хиву, постепенно «Хива» исказилась в «Шиву». Эта версия имеет некоторые исторические доказательства, т.к. неподалеку отсюда, в Рогожской слободе, одна из улиц  до революции называлась Хивской (сейчас это улица Добровольческая), там в старину стоял Хивский двор, в котором останавливались восточные купцы и послы;
7) когда места эти еще не были основательно застроены, то вся эта местность была заросшей колючей, тернистой сорной травой «ушью»,  отсюда и название горки – Ушивая, то есть поросшая терновником.
Какая из этих версий правильная, пожалуй, до сих пор еще никто не выяснил. А учитывая, как велик и могуч русский язык, можно легко предположить, что названия преобразовывались из одного в другое так, что теперь и концов не найдешь. Поэтому каждый сам для себя выбирает, как ему горку называть и чем это объяснять.
[Читать дальше]
Начнем прогулку от площади Яузские ворота. Площадь образовалась после сноса Яузских ворот Белого города и части его стены во 2-й половине XVIII века. Площадь дважды была существенно расширена: первый раз в 1938 году в процессе постройки Большого Устьинского Моста, а второй раз в 1970-е гг., когда была снесена часть застройки по Устьинскому проезду. С площади Яузские Ворота открывается обозрение с видом на церковь Живоначальной Троицы в Серебряниках.

02


По Астаховскому мосту переходим на другой берез Яузы.

03


04


Наслаждаемся впечатляющим видом высотки на Котельнической набережной. Астаховский (бывший Яузский) мост — мост в Москве через реку Яузу. Построен в 1940 году по проекту инженера И. Н. Гольбродского и архитектора И. В. Ткаченко на месте бывшего Яузского моста. По мосту проходит Яузская улица. Мост был построен подрядчиком Андреяновым в 1805 году. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Впоследствии несколько раз перестраивался. Своё название мост получил в честь 19-летнего Иллариона Астахова, которого в 1917 году убили полицейские на этом самом мосту.

05 Астаховский мост

Источник


С моста хорошо виден современный жилой комплекс премиум класса «Арт Хаус», расположенный на Серебрянической набережной. Стены корпусов облицованы дорогим клинкерным кирпичом Bockhorn (Германия). Концепция ЖК Арт Хаус рассчитана на создание особой, богемной среды — нижние этажи отданы под художественные мастерские и выставочные галереи.

06


Всероссийская государственная библиотека Иностранной литературы имени М.И. Рудомино 1967 г. постройки. Архитекторы Д.Н. Чечулин, Н.М. Молоков,В.А. Ситнов.
Во дворе библиотеки установлены памятники:
поэту Генриху Гейне (скульптор А. Фрише, копия с оригинала 1897 г.);
писателю Чарльзу Диккенсу (дар Великобритании, 1996 г.);
президенту США Линкольну (скульптор Д. Макклари, 1997 г.);
чилийской поэтессе Г. Мистраль (скульптор Х. Миньо Каро,
архитектор В. Бухаев, 1998 г.);
священнику Александру Меню (скульптор Д.П. Кудин, 2000 г.);
персидскому поэту А. Фирдоурси (скульптор О. Абазиев,
архитекторы Н. Щербаков, М. Джавахернан, 2001 г.).

07
Увидеть памятники не удалось. Сейчас проход к ним закрыт в связи с реконструкцией двора. И откроют ли их после окончания работ не известно.


08


Памятник Дмитрию Донскому — бронзовая скульптура на гранитном постаменте в сквере на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц Москвы в честь свяого благоверного великого князя Дмитрия Ивановича Донского, активного собирателя русских земель вокруг Москвы. Установлен в 2013 году. Автор — скульптор В. М. Клыков. Памятник установлен на месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле войско и ополчение князя Дмитрия Ивановича Донского, победа на котором положила начало концу многовекового монголо-татарского ига на Руси.

09 Памятник Дмитрию Донскому


Дмитрий Иванович Донской изображён сидящим на походном боевом коне с мечом на левом бедре, держащим правой рукой развевающийся стяг великого Московского княжества, которое символизирует объединение русских земель вокруг Москвы под началом великого князя. На барельефе памятника надпись: «Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому освободителю земли Русской».

10


11


12


13


Белокаменный резной закладной крест. Надпись на гранитном постаменте гласит: "На сем месте будет воздвигнут памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому, защитнику земли Русской".А упомянутое место примечательно тем, что когда-то там стоял уже не сохранившийся храм Стефана Архидиакона на Швивой горке с шатровой колокольней XVII века. О ней писали:
"Все здание, окруженное высокими густыми деревьями, представляет очень красивую и цельную картину".
Храм известен с 1625 года и был разрушен в 1932 году.(Источник :  https://liveinmsk.ru/places/a-308.html)

14 Яузский Крест


15


Арочный пешеходный мост через реку Яузу, соединяет Серебряническую набережную с противоположным берегом Яузы. Мост называется Тессинским  по имени местного домовладельца А.И.Тессина.В народе он получил название «горбатый». Построен в 1992 году. Предшественник современного моста, был построен в 1887 году и разобран в 30-х годах прошлого века при строительстве набережных Яузы. Тессинский мост имеет достаточно интересную конструкцию, состоящую из арочного пространства, полностью облицованный плитами, с двумя проходами, которые разделены «коробом». Так называемый «короб» имеет стратегическое значение - в нем располагаются трубы теплотрассы. Именно поэтому иногда можно услышать, как Тессинский мост величают просто «Теплосеть».

16


На Яузской улице (дом 11) расположена Городская клиническая больница № 23 им. Медсантруд. В прошлом - усадьба промышленника и благотворителя, владельца чугунолитейных заводов в Выксе И.Р. Баташева. В 1798 году он купил большой участок земли на Таганском холме, площадью примерно в три гектара, и начал на нем строительство дома, вернее, скорее дворца, так как размах и масштаб усадебного дома был впечатляющим.

17


Авторство проекта приписывается архитектору Р.Р. Казакову, однако, существует мнение, что этот дом был последним проектом В.И Баженова. Также есть версия, что при строительстве был использован проект Шарля де Вальи, французского архитектора, возможно, имевшего отношение к созданию усадебного дома в Кусково. Точно известно лишь, что руководил строительными работами крепостной архитектор М.П. Кисельников, он же создал все скульптурные украшения здания и ограды.

18

Все постройки усадьбы изобилуют лепными скульптурными украшениями, барельефами, изображающими различные сцены и изысканные растительные орнаменты. Великолепие усадьбы подчеркивают роскошные ворота с массивными пилонами, на которых возлежат необычные добродушные львы – молчаливые охранники дворца. Фигуры львов и звенья ограды, вероятней всего, были отлиты на Выксунских чугуноплавильных заводах, принадлежавших владельцу усадьбы.

19


 Во время Отечественной войны 1812 года в усадьба Баташева была захвачена, и в ней на время был размещен штаб французского маршала Мюрата, позже переместившегося во дворец графа Разумовского на Гороховом поле. Во время отступления французов из Москвы Наполеон приказал взорвать и сжечь все достопримечательности города. По легенде, маршал Мюрат отказался выполнить приказ и уничтожить усадьбу Баташева из уважения к знаменитому генералу Милорадовичу, приходившемуся родственником Баташеву. Усадьба уцелела, хотя и была разграблена и значительно пострадала. После войны Баташеву пришлось выложить крупную сумму на восстановление дворца.

20


Через больничный двор пройдем к Николоямской улице. В конце XVI века Борис Годунов поселил здесь ямщиков, перевозивших товары из Москвы в богатое торговое село Рогожь (с 1930 г. — город Ногинск). Потому и слобода, находившая на месте улицы, стала называться Рогожской ямской. Ямами в то время назывались отправные пункты, а также постоялые дворы. C XVIII века главная слободская улица стала называться Николоямской. При пожаре 1812 г. вся улица выгорела, но после вновь застроилась каменными двухэтажными домами, некоторые из них сохранились до наших дней.
По адресу Николоямская улица, 10 расположился  Храм Симеона Столпника за  Яузой. Храм возведён в 1600 году Борисом Годуновым в память о венчании на царство. Как известно, Борис Годунов взошел на трон 1 сентября 1598 года в день памяти Симеона Столпника.
Современное здание построено в 1798 году предположительно по проекту Р.Р. Казакова на средства купцов С.П. Васильева и И.Р. Баташёва. Храм был закрыт в 1926 году после публикации в «Рабочей Москве» письма трудящихся, пациентов соседней Яузской больницы, которые требовали закрыть церковь и жаловались, что колокольный звон мешает их выздоровлению. После закрытия здание специально приспособили под институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома — колокольню сломали, в «прекрасной» ротонде пробили три ряда прямоугольных окон. Богослужения возобновлены в 1995 г.

21  Храм Симеона Столпника за  Яузой. Вид с территории больницы


22 Храм Симеона Столпника за  Яузой. Вид со стороны Николоямской улицы


23  Храм Симеона Столпника за  Яузой. Вид с территории больницы



Вернемся на Яузскую улицу,  за домом 6 повернем направо  и пройдем на Гончарную улицу.

24 Яузская улица. Вид на церковь Серебряников


Здесь в XVII веке находилась дворцовая Гончарная слобода, известная особым качеством своей продукции: посуды, изразцов, игрушек.
Гончарная улица, 3 - Главный дом с палатами городской усадьбы Шапкиных-В.П. Щукина, XVII-XVIII вв. Инженер Н.Г. Фалеев. Сейчас здесь расположен Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Открыт в мае 2006 года.

25


26


27


Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве действует при храме св. великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой. Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г. В годы атеистических гонений в СССР храм был закрыт советской властью и в 1936 г. переоборудован под хозяйственные склады.

28 Ворота ограды Московского подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. В угловых башнях устроены новые часовни: справа Пантелеймоновская, а слева - Силуана Афонского.


Храм Великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой. Впервые деревянная церковь Никиты Мученика упоминается в летописях в 1476 году, еще при Иване III. Она считается одной из древнейших по времени основания церквей в Москве. Кстати, по одной из легенд, именно здесь, вблизи устья реки Яузы, на Швивой горке, а вовсе не на Боровицком холме, возникла первая крепость –« городец», давшая начало городу. И основал ее царь Мосох, внук Ноя, и имя русской столицы произошло от имени самого царя и жены его, звавшейся Ква. А река Яуза получила свое название от имен детей их: сына – Я и дочери – Вузы. Так возникла Москва на Яузе. Правда эта легенда или ложь – спорить не будем. А вернемся к церкви Святого Мученика Никиты, что возвышается на Швивой горке, в месте слияния двух рек.

29 Часовня Пантелеимона Целителя


Каменным этот храм стал в 1595 году благодаря «торговому человеку» Савве Вагину, перестроившему Никитский храм на свои средства, и боярину Дмитрию Годунову, подававшему челобитье о заложении нового храма. В 1685 году была выстроена изящная и красивая шатровая колокольня храма, был освящен Благовещенский придел. Уже в следующем веке появился придел святого Онуфрия Великого и Петра Афонского, а в 19 веке – редкий для московских храмов придел святой княгини Ольги. Таким образом, церковь в течение многих лет постоянно достраивалась. Ансамбль церкви с примыкающими к ней пристройками - 2 приделами, притвором и колокольней, - образует возвышающуюся на холме несимметричную живописную группу, некогда эффектно воспринимавшуюся с берегов Москвы-реки и Яузы. В 1950-х годах церковь, к сожалению, оказалась на задворках одной из сталинских высоток, построенной на Котельнической набережной. Кстати, до строительства высотки на Котельнической, со Швивой горки открывался великолепнейший вид на Кремль, и во время праздничных иллюминаций желающих посмотреть на действо пускали на Швивую горку строго по билетам, и они охотно раскупались горожанами.


30 Вид со Швивой горки. 1888-1891

Источник

Но не только прекрасные виды привлекали внимание к этому месту. С холма Швивой горки было очень удобно стрелять по Кремлю. Этим и воспользовались во время Октябрьской революции красные артиллеристы, установившие на холме рядом с храмом тяжелые орудия.

31 Часовня Преподобного Силуана Афонского.


Храм Великомученика Никиты едва не погиб в советское время. Его хотели снести и построить на освободившейся площади новый институт. На эту территорию в центре столицы претендовал в частности даже Институт Литературы им. Горького, и власти, в том числе и комитет по охране памятников, не возражали. Церковные ворота и ограда были снесены, а само здание храма удалось спасти только посредством вмешательства общественности – это был один из немногих случаев, когда оно все же возымело результат. Храм просто закрыли и использовали как склад.  После Великой Отечественной войны гонение на церковь ослабло, и в 50-х годах храм решено было отреставрировать. Реставрацией занимался известный советский архитектор  Л.А. Давид . Но об открытии храма не было и речи, и в его здании вплоть до 1990 года располагался склад студии "Диафильм". Только в 1991 году храм вернули верующим, и в 1992 году он стал подворьем Афонского Пантелеймонова монастыря, здесь проходят обучение будущие насельники этой обители.

32


Сердцем всего православного монашества является Святая Гора Афон в Греции. Это своеобразная монашеская республика, официально входящая в состав Греции. На Афоне расположено двадцать монастырей. Среди них есть и русский – монастырь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Каждый монастырь на Афоне имеет свои «представительства» в мире – подворья, где те, кто шествуют в Афон или из него, могут остановиться и отдохнуть на своем паломническом пути. Представительство русского монастыря на Афоне есть теперь и в Москве – на территории Храма Никиты Мученика на Швивой горке.
В 1996 году храм был окружен новой внушительной каменной оградой со Святыми вратами, в башнях которых устроены две часовни. На территории подворья, помимо Никитского храма, возведены еще две новых церкви и водосвятная часовня. Теперь подворье обрело облик настоящего монастыря.

Фотографировать на территории подворья запрещено. Несколько видов от священных ворот.

33 Территория московского подворья  Пантелеймоновского Афонского  монастыря


34 Ворота ограды Московского подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Вид с территории монастыря



35 Храм апостола Андрея Первозванного


36 Храм святого Никиты Мученика


37


Неподалеку от Афонского подворья, на той же Гончарной улице, дом 7, находится совершенно необычное для этих мест здание – небольшой деревянный дом с великолепной резьбой. В Москве так мало осталось старинных деревянных домов, что их буквально можно пересчитать по пальцам, но этот почему-то так и не внесли в реестр памятников архитектуры. Хотя домик прекрасен – на окнах резные наличники, под козырьком крыши протянулся декоративный пояс, парадное крыльцо с резной дверью под деревянным навесом. Простой и небольшой деревянный домик сильно выделяется на фоне местных величественных усадеб и особняков. Сейчас в нем расположились офисы нескольких частных фирм.

38


39


Рядом в Рюмином переулке расположился красивейший особняк в стиле модерн (Рюмин пер., 2). Это дом купцов Рюминых, основателей двух старейших в России игольных фабрик, от фамилии которых переулок и получил свое название.  Дом был построен в 1770-х годах. Но выглядел он до 1903 года иначе. Тот особый шехтелевский имидж, который мы можем видеть сейчас, он приобрел после перестройки в 1903-1904 годах учениками архитектора Шехтеля – А.А. Галецким и В.В. Воейковым по заказу нового владельца – галантерейщика, мецената и потомственного почетного гражданина Москвы Ф. Д. Беляева. Особняк украшает мозаичное панно венецианской фабрики «Мурано» - «Маки на закате», лепные рельефы на фасаде, изображающие ветви цветущей сакуры и маски нимф Лорелей. На кованых перилах балконов красуются ирисы и тюльпаны, а великолепная ограда дома, выполненная по эскизам самого Шехтеля, запечатлела образ расползающихся по весне из клубка змей. Ну и конечно, «фирменный» шехтелевский штрих – глянцевая фасадная керамика – знаменитый «кабанчик» - зеленого цвета.

40


41


42


43


44


45


46


47


48

После Великой Отечественной войны в особняке некоторое время жил маршал К. Рокоссовский. Позже дом был отдан под одну из казенных организаций и начал было медленно, но верно увядать, приходя в аварийное состояние. В настоящее время дом принадлежит некой коммерческой организации, предпочитающей себя не афишировать. Видимо, на средства новых владельцев и была проведена весьма неплохая, бережная реставрация здания.


49


Направляемся на Верхнюю Радищевскую улицу к Таганской (Таганной) слободе. Две улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (сегодня Радищевские) – раскинулись на высоком Таганском холме.
50  Верхняя Радищевская. 1980

Источник


51 Нижняя Радищевская. 1981.

Источник


Нижняя Болвановка пролегала у подножия холма, возле реки Яузы, а Верхняя – на самой вершине холма. Верхняя Радищевская улица возникла в XVII–XVIII веке в Заяузье, в Болвановской слободе, где проживали ремесленники, изготовлявшие деревянные болванки для пошива головных уборов. Происхождение названия - Болвановка - многие исследователи связывают с «болваном» — татарским идолом, который мог находиться в этих местах, ведь по одной из версий ученых, часть дороги в Орду проходила как раз через эту местность, рядом с дорогой существовали поселения мирных татар, которые сооружали рядом со своими жилищами «болван» - капище с идолами или изображение хана..
Отсюда старое название улицы – Верхняя Болвановка. Современное название улица получила в честь Александра Николаевича Радищева (1749-1797 гг.), который  останавливался здесь в 1797 году по возвращении из сибирской ссылки, куда был сослан за «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).


52 Памятник Александру Николаевичу Радищеву (1749-1802 гг.)
Верхняя Радищевская улица, 16,  Скульптор В.И. Усов.



53


54


На пересечении 5-ого Котельнического переулка и Гончарной улицы находится красивейшая церковь Успения пресвятой богородицы в Гончарах. Первые упоминания о деревянном Успенском храме в слободе гончаров относятся к началу XVII века.В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм.

55


7 июля 1948 года по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви
56


Таганная слобода – это местность в пределах Земляного города, в районе современных Радищевских улиц, где когда-то проживали кузнецы, занимавшиеся изготовлением таганов – чугунных треножников-подставок для походных котлов и горшков, в которых готовили еду на костре. Отсюда и возникло название Таганная слобода. Тут же по соседству, в Котельнической слободе, изготовлялись сами котлы, а в Гончарной слободе – горшки. Котлы, горшки и таганы поставлялись в основном для нужд армии, но и мирное население ими, конечно же, пользовалось.
И именно здесь, на вершине крутого холма, в месте соединения Верхней и Нижней Радищевских улиц, суждено было появиться красивому православному храму, который был освящен во имя святого Николая Чудотворца, прозванного татаро-монголами «русским богом». Храм расположен в самом центре Таганской слободы

57


Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного.

58



«Прибавление ума» — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы.
По преданию икона была написана в XVII веке после видения неизвестным иконописцем Божией Матери. Этот иконописец во время раскола русской церкви никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и впал в безумие. Тогда он стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. После Её видения он получил обещание об исцелении, если он напишет икону Богородицы в том виде, в котором Она ему явилась. Иконописец исполнил свой обет и назвал написанный образ «Прибавление ума Пресвятой Богородицею».

59 Икона  «Прибавление ума».  Часть четырёхчастной иконы, 1780-е годы, Рыбинский музей-заповедник
Butko, Public Domain


60 Фрагмент иконы
Источник

61



62  Театр на Таганке


63


На Верхней Радищевской улице, 21, расположен театр содружества актеров Таганки
Создан в 1964 году на базе Московского театра драмы и комедии, в труппу которого вошли выпускники Театрального училища имени Б.В. Щукина, ученики Ю.П. Любимова, он же стал главным руководителем театра. Здание театра реконструировано в 1980 г. Архитекторы: А. Анисимов, Б. Гнедовский, Б. Таранцев

64 Театр содружества актеров Таганки


Источники:
Википедия и другие



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments