vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

ИСТОРИЯ УСПЕХА - ЧЕХИЯ


Символ чешского машиностроения — торговая марка Škoda



Чехия это одна из стран, которые сумели спасти, адаптировать к рыночной экономике и модернизировать оставшееся после социализма производство, сохранить основную долю промышленности в структуре экономики. В случае Чехии это стало возможно в первую очередь за счет стратегического сотрудничества с Германией: соседство с одной из крупнейших экономик мира и преодоление застарелой, исторически обусловленной вражды с немцами позволили чехам сохранить рабочие места, избежать массовой трудовой миграции населения и, как следствие, сохранить потенциал для развития.




Для выхода из кризиса заводу было решено найти сильного зарубежного партнера. На эту роль правительством Чехословакии был выбран немецкий Volkswagen



Промышленность составляет основу чешской экономики, в промышленном производстве занято более 40% экономически активного населения Чехии.
Чешская промышленность высокотехнологична. Ее основу составляет машиностроение, продукция которого производится преимущественно на экспорт. Чехия — экспортоориентированная экономика. Чехия занимает второе место в мире по количеству произведенных легковых автомобилей. И это при населении в 10 миллионов человек.






Символ чешского машиностроения — торговая марка Škoda. Концерн Škoda Holding производит и поставляет на мировые рынки трамваи, локомотивы, троллейбусы, вагоны метро, оборудование для энергетики (в том числе атомной), станки, коробки передач, гидравлическое оборудование. Наиболее известны в мире легковые автомобили Škoda. Автомобилестроительная компания Škoda Auto выпускает также грузовики, автобусы и авиационные двигатели, но основная статья производства — легковые бюджетные «Шкоды», экспортируемые в десятки стран мира.
Производство автомобилей, получивших впоследствии бренд Škoda, началось в Чехии еще в XIX веке. В социалистической Чехословакии предприятие было национализировано и превращено в монополиста производства частных автомобилей. Заводы Škoda достигли огромных производственных возможностей, но их продукция всё более отставала от западных аналогов.

Для выхода из кризиса заводу было решено найти сильного зарубежного партнера для привлечения инвестиций и обеспечения технологической поддержки. На эту роль правительством Чехословакии был выбран немецкий Volkswagen, в течение десяти лет с 1991 года выкупивший предприятие в собственность у государства, проведший его технологическую модернизацию и вернувший ему конкурентоспособность. Чехии удалось спасти свое крупное производство и остаться высокоразвитой экономически индустриальной страной за счет стратегического сотрудничества с Германией, за счет сопряжения своей экономики с самой мощной экономикой Европы.
Поэтому Чешская Республика представляет собой феномен на фоне всеобщей деиндустриализации других постсоциалистических стран. Не считая земель бывшей ГДР, кроме Чехии есть только одна страна Центральной и Восточной Европы, сохранившая и модернизировавшая свою индустриальную сферу после коллапса социализма. Это Беларусь.
При всей разнице путей, которыми шли Чехия и Беларусь в борьбе за спасение крупной промышленности.

Во-первых, большая промышленность была осознана Чехией как национальное достояние и ее спасение было признано вопросом выживания государства. Индустриальное производство было не просто основой экономики, а становым хребтом государства, уничтожение которого было бы гибелью для страны. Поэтому в Чехии «запустить заводы» стало национальной идеей.
Чешские фабрики и заводы передавались правительством в собственность немецким компаниям на условиях проведения технологической модернизации и сохранения рабочих мест. Чешский экспорт последовательно переориентировался на ФРГ: доля Германии в структуре экспорта доходила до 80%. Между Прагой и Берлином создавались двусторонние программы экономического, регионального, инфраструктурного сотрудничества.

Важнейшим условием стратегического партнерства с Германией стало преодоление тысячелетней, исторически обусловленной вражды чехов с немцами и отказ от старых обид. Пойти на историческое примирение с обоими немецкими государствами — Германией и Австрией — чешскому обществу было непросто, учитывая историю их отношений.
Сегодня Чехия — это не только локомотивы и автомобили, это страна, в которой строят самолеты. На фоне всеобщей архаизации региона технологическое развитие республики выделяется очень ярко. Не в меньшей мере Чехию выделяет рост населения. На фоне всеобщей депопуляции других постсоциалистических стран население Чешской Республики не только не сократилось, но даже выросло. В 1991 году в стране жили 10,3 миллиона жителей — теперь живут 10,5 миллиона. На протяжении многих лет рождаемость в Чехии превышала смертность. Эмиграция из страны, по сравнению с соседними Польшей и Словакией (не говоря уже о странах Прибалтики), невелика, хотя под боком находится богатая Германия, зарплаты в которой кратно выше. Тем не менее вымирание чешскому народу из-за массового отъезда населения не грозит.

У экономического успеха Чехии много причин. Она отказалась переходить на евро, сохранив одну из самых твердых и надежных валют — чешскую крону. В Чехии в 1990‑е годы не смогли закрепиться у власти националисты, и восточноевропейский национализм с его вечным расчесыванием старых исторических болячек, поиском внешних и внутренних врагов и ссор с соседями не стал основой развития этой страны.
Но главная причина успехов Чехии — в преодолении застарелой вражды и налаживании экономической кооперации с объективно главным соседом, Германией.

Чешский опыт позволил экономистам расширить пространство применения термина «финляндизация»: под ним стали понимать не уникальную модель взаимодействия Финляндии с Советским Союзом, а общую ситуацию, когда малое государство получает условия для экономического рывка за счет стратегического партнерства с большой соседней страной, приобретая взамен на отказ от застарелых исторических распрей и политических разногласий огромный гарантированный рынок сбыта и ресурсы для экономического развития. Чехия доказала, что переход от социализма к рынку не обязательно означает деиндустриализацию экономики, а вступление в Евросоюз не обрекает восточноевропейскую страну на превращение в рынок сбыта и рынок дешевой рабочей силы — периферию Западной Европы с массовой депопуляцией.


источник

Tags: разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments