vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Трамвай на конной тяге

607213.jpg

6 апреля 1899 года в Москве пущен первый электрический трамвай. Курсировал он с интервалом в 14 минут. Билет по всей линии стоил 6 копеек...






Песня старого извозчика м/ф Старая пластинка


В какой отрасли быстрее всего движется прогресс? Наверное это транспорт. Глядя на наши дороги с вечными пробками, дворы, забитые автомобилями, трудно представить, что еще полторы сотни лет назад человечество передвигалось исключительно (ну почти исключительно) используя бедных лошадок. Менялась только кабина, т.е. карета, т.е. дрожки или множество других конфигураций сидячих мест. Да и число сидячих мест постепенно увеличивалось. Пассажиропоток-то рос.



Вот и появилось такое странное на первый взгляд изобретение, как конка. А точнее: трамвай в хвосте лошади; трамвай в две или одну лошадиные силы, трамвай на овсяном топливе - как только конку не называли.
Главное новшество конки - прокладка на городских улицах рельсовых путей.



Массовое использование уличных железных дорог на конной тяге стало возможным после того, как французский инженер Альфонс Луба в 1852 году изобрел рельс с боковым жёлобом, который можно было утапливать в мостовую – точно такие же рельсы до сих пор прокладывают для обычного городского трамвая. По рельсам пара лошадей спокойно везёт вагон на полсотни людей.


Konka_1874.jpg
Конка образца 1874 года на «Дне рождения Московского трамвая» 16 апреля 2016 года


В России конка впервые появилась в Санкт-Петербурге в 1854 году. Именно в это время инженер Василий Полежаев соорудил путь из деревянных брусьев, обитых железом, недалеко от Смоленской слободы. А спустя несколько лет экипажи на рельсах стали в столице обыденным явлением.


6b24769304bc70a3d5a7862cc24b4da2.jpg
Фото: Санкт-Петербург, памятник "Конке"

2012_piter_electro1.jpg

726777.jpg



Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.



konka.jpg
Парижский трамвай в конце XIX века

konka_1910.jpg
Старые фото Таллин (Ревель)

Konka-4.jpg
Конка в Самаре

sabcny4h5cxldy6v.jpg
Конка в Самаре

464.jpeg

Дореволюционная Москва, 1900 год
Дореволюционная Москва, 1900 год

cb83fa9194674e88d12d00bb0dfb1d3a.jpg
Московская конка



Конка появилась после возникновения железных дорог.Используя лошадей хотели устранить казавшиеся тогда значительными опасности парового движения
и, вместе с тем, воспользоваться удобствами перевозки массовых грузов по рельсовым путям. Таким образом, на первой открытой в России Царскосельской железной дороге пассажиры первое время перевозились в конных вагонах.

Но в этой форме конка сохранилась недолго, так как вскоре пришлось убедиться, что для перевозки на дальние расстояния конная тяга медленней, да и состав поезда сильно ограничен. Поэтому паровоз вытеснил лошадей на железных дорогах быстро и повсеместно.


14591645835a4.jpg

0f09054ec852965ba0-45616890.jpg
конка в Риге

Конка с империалом - словосочетание наверное всем известно из классической литературы.

98918.jpg

296-000.jpg
московская конка

19-24754846385202723.jpg

945228.jpg
Казань, Конка № 125 Петербургская улица

1358141214_0_61b19_feaf85ef_orig.jpeg



Важное слово "Империал" — это двойная скамья на крыше вагона трамвая, конки или автобуса, на которой пассажиры сидели спинами друг к другу, а лицами — к двум противоположным сторонам улицы. По бортикам крыши шли легкие перильца, к которым зачастую прикреплялись жестяные вывески с рекламными объявлениями.

5479325_large.jpg

Поднимались на империал по узкой винтовой лестнице. Одно время женщины на империал не допускались, так как считалось, что при подъеме на крышу вагона будут видны нижние юбки — что неприлично.


pervy-tramvay-7.jpg
Московская конка-империал

конка14.jpg
конка в Одессе

13916837549705.jpg
Авария

Конка в России продержалась до 90-х годов XIX столетия, когда ее вытеснил с улиц (опять же – с трудом) электрический трамвай.

Par_tram.jpg
Конка уже без коней - настоящий трамвай

Старые трамваи в Музее "Мосгортранса"
788-000.jpg

590-002.jpg

787-001.jpg

590-001.jpg

784-005.jpg


Последние из магикан


Действующие конки, как ни странно сохранились еще в старинных ( и не только ) городах. Например в Праге. Конечно это скорее атракционы, но тем не менее вполне реальный транспорт.

1000659.jpg

9627_original.jpg
конка в Праге

yumor-i-prikoly-konka-928465.jpg
Конка Дугласа

Конка Дугласа – одна из немногих действующих на настоящее время трамвайных линий на конной тяге, расположена в городе Дугласе, столице острова Мэн. Была спроектирована шеффилдским инженером Томасом Лайтфутом (Thomas Lightfoot) и введена в строй в 1876г.

5794_0_s.jpg

В настоящее время трамваем владеет Городской совет Дугласа, он же обеспечивает «Пенсионный дом лошадей», куда попадают престарелые лошади после увольнения с работы по выслуге лет.



[url]https://fishki.net/1980458-muzej-mosgortransa-tramvai.html?mode=tag:tramvai:recent[/url]
[url]http://www.carfactum.ru/2013/08/09/i-snova-konka-v-peterburge-v-tramvay-zapryagli-loshadey/[/url]
[url]http://www.kudatotam.ru/pages/5794-konka-duglasa-—-tramvay-na-konnoy-tyage-.html[/url]
[url]http://timer-odessa.net/statji/ot_pari_loshadey_k_lektrichestvu_odesskaya_konka_294.html?quot?is_mob=1[/url]

источник

Tags: город, конка, трамвай
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments