vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Усадьба САБАШНИКОВЫХ в Москве в Большом Левшинском переулке



Название  переулка вошло в обиход в XIX веке и произошло от названия местного приходского храма Покрова Пресвятой Богородицы, слывшего «что в старом Левшинском полку». В этом уточнении сохранялась память о стрелецкой слободе, существовавшей здесь с конца 50-х годов XVII века. С 1664 по 1676 год командовал местными стрельцами стрелецкий  голова Афанасий Иванович Лёвшин.



Большой Левшиский переулок. Яндекс-панорама.



Стрелецкая слобода просуществовала здесь до 1699 года, и после её упразднения бывшие стрелецкие земли были распроданы лицам разных чинов. В начале XVIII века слободской Покровский храм был отстроен в камне, поэтому переулок долгое время назывался Покровским. Храм был закрыт в 1930 году и вскоре разрушен. В 1939 году переулок был переименован в улицу Щукина — в память о жившем здесь актёре Борисе Васильевиче Щукине. Историческое название переулку было возвращено в 1994 году.






 В доме  № 6  находилась усадьба конца XVIII века, принадлежавшая Анне Николаевне Загоскиной, затем усадьба Сабашниковых..


Сабашниковы — русская купеческая династия.



Никита Филиппович Сабашников (1785—185?) — потомственный почётный гражданин, доверенный Российско-американской компании в Кяхте.

Василий Никитич Сабашников (1819—1879) — начинал с чаеторговли, затем переключился на золотодобычу. После переезда в Москву участвовал в сахарорафинадном предприятии Корюковского завода в Черниговской губернии, поставлял шпалы для строившейся в то время Московско-Нижегородской железной дороги. Жена — Серафима Савватьевна Скорнякова (1839—1876) — родственница селенгинского городничего, хозяйка литературно-музыкального салона в Кяхте, близко знала декабристов Николая и Михаила Бестужевых, приняла в дом дочь Михаила Бестужева Лёлю (в Кяхте).




Михаил Васильевич (1871—1943) и Сергей Васильевич (1873—1909) — книгоиздатели, в 1891 году создали издательскую фирму «Издательство М. и С. Сабашниковых».


Антонина Васильевна (в замужестве Евреинова; 1861—1945) — пианист, издатель

Михаил Никитич Сабашников (1824—187?) — сибирский купец и золотопромышленник, опекун братьев-издателей после смерти их отца, жил в Москве.

Василий Михайлович Сабашников (1848—1923).




Маргарита Васильевна (в замужестве Волошина; 1882—1973) — русская художница и писательница, жена Максимилиана Волошина, таким образом, приходится братьям-издателям двоюродной племянницей.

Иван Михайлович Сабашников  (1855—1932) — врач-психиатр, соратник В. X. Кандинского — одного из основоположников отечественной психиатрии.


Марфа Никитична (в замужестве Кандинская; 1824—186?). Её муж — Николай Хрисанфович Кандинский (Кондинский; 1810—1863).




Агния Никитична (в замужестве Старцева; 1816—1860). Николай Бестужев написал портреты сестёр Марфы Никитичны и Агнии Никитичны.




Михаил Филиппович Сабашников (1800—1850) — потомственный почётный гражданин, купец.

Елизавета Михайловна (в замужестве Иванова; 1837—1882) — русская писательница.




В 1830-х годах здесь жил литературный критик В. Г. Белинский. Усадебный дом перестроен и заново отделан в 1880-е годы архитектором П. С. Бойцовым; в 1898 году перестроен архитектором А. П. Вакариным.


В левом флигеле жил В. Н. Давыдов. По воспоминаниям А. А. Кизеветтера в начале XX века «по пятницам в продолговатой столовой вокруг стола усаживался — в тесноте да не в обиде — цвет науки, литературы и искусства <…> На одном краю стола садились всегда рядом В. О. Ключевский и актёр А. П. Ленский. Далее вперемежку следовали философ Л. М. Лопатин, актриса Г. Н. Федотова в глубоком кресле, актёр А. И. Южин, профессор-медик А. Б. Фохт, М. А. Садовская, А. А. Яблочкина, профессор А. А. Мануйлов».


Владимир Николаевич Давыдов (настоящие имя и фамилия — Иван Николаевич Горелов; 7 (19) января 1849, Новомиргород, — 23 июня 1925, Москва) — российский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, Заслуженный артист Императорских театров, Народный артист Республики.



В советское время здесь располагался московский комитет красного креста и детская больница.











Памятник Фритьофу Нансену

Памятник Фритьофу Нансену в Москве хотели установить давно. Такое решение было принято еще в 1931 году, но оно так и осталось неосуществленным. По прошествии семидесяти лет москвичи вернулись к мысли увековечить память о выдающемся норвежском общественном деятеле, и 18 сентября 2002 года в Большом Левшинском переулке памятник Нансену наконец был установлен.
Авторами скульптурной композиции стали Владимир Цигаль – известный скульптор-монументалист, народный художник СССР и Евгений Розанов – народный архитектор СССР. Открытие памятника совпало с 85-летием скульптора, а также было приурочено к скорому 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Норвегией (в 2004 году).

Памятник Фритьофу Нансену



Владимир Цигаль рассказывал, что скульптуру, по которой должны были отливать памятник, он изваял еще 12 лет назад, но Министерство культуры не нашло средств, чтобы выкупить работу, и тогда автор сам приобрел ее у министерства. Он вернул и свой гонорар, а также заплатил за прочие работы и материалы. Все эти годы скульптура стояла в мастерской, и лишь когда "Союз армян России" и региональная организация "Общество друзей Норвегии" выделили средства на отливку и установку памятника, многолетние планы стали реальностью. После открытия памятник подарили Москве.




Фритьоф Нансен был очень известной и популярной личностью. После окончания первой мировой войны служил верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных, оказывал помощь голодающим Поволжья, возглавлял комиссию о репатриации армянских беженцев в советскую Армению в 1925-1929 годах. В 1922 году Нансен стал лауреатом Нобелевской премии мира. Когда Нансен первым пересек на лыжах Гренландию, а затем на своем судне "Фрам" дрейфовал по Северному Ледовитому океану, его имя узнали во всем мире – в то время полярники были настоящими кумирами.



Первоначально, задумывая скульптуру, Цигаль хотел изобразить Нансена полярником, одетым в комбинезон из собачьих шкур, но затем решил, что такой образ недостаточно полно отразит образ выдающегося гуманиста, сделавшего столько добра за свою жизнь. Поэтому сегодня мы можем видеть трехметровую бронзовую фигуру Нансена, а рядом с ним маленькую девочку, прижимающую к себе надкусанную краюху хлеба – именно таким увидел скульптор памятник знаменитому норвежцу.







источник






Tags: Бойцов, усадьба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments