vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Пречистенский переулок, 8. Городской особняк Гутхейля



Городской особняк по адресу Пречистенский переулок, 8 был построен в период с 1902 по 1903 годы по заказу «Московского торгово-строительного акционерного общества». Проект здания, выполненного в стиле модерн, разработал архитектор Вильям Францевич Валькот.





Ранее на этом месте находился хозяйственный двор большой городской усадьбы князя И. А. Гагарина, сгоревшей во время пожара 1812 года и разделённый позднее на восемь владений. Участок, на котором расположен современный особняк, около 1816 года приобрёл бригадир Н. И. Муханов, владелец усадьбы напротив, который выстроил здесь свой хозяйственный двор с деревянными строениями.







В 1820 году владение перешло к его брату обер-шталмейстеру С. И. Муханову. В 1850-х годах на территории владения жил известный хирург Ф. И. Иноземцев. Позднее усадьба неоднократно меняла владельцев и к концу XIX века сильно обветшала.





Летом 1899 года усадьбу приобрело под застройку Московское торгово-строительное акционерное общество Я. А. Рекка и разделило её территорию на три участка — нынешние дома № 6, 8 и 10 по Пречистенскому переулку. Яков Рекк ставил перед собой цель украсить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».



В том же году архитектор Вильям Валькот выполнил по заказу Общества проект постройки двух особняков (№ 10 и № 8). Здание, ставшее позднее известным как особняк М. Ф. Якунчиковой, начало строиться в 1899 году; реализация строительства особняка на территории современного владения № 8 затянулась.


В 1900 году Валькот выполнил новый проект особняка и служб во дворе, однако он остался неосуществлённым. Строительство здания было начато в 1902 и закончено в 1903 году.



Позднее по заказу Общества архитектор Н. Г. Лазарев выстроил третий дом в переулке — особняк Н. И. Миндовского (№ 6). Постройки намеренно создавались Торгово-строительным обществом отличными друг от друга, чтобы предложить покупателям более широкие возможности выбора в соответствии с их вкусами


Вскоре после постройки дом был продан К. А. Гутхейлю. Карл Александрович, возглавивший основанную его отцом музыкально-издательскую фирму «А. Б. Гутхейль» в 1882 году, превратил её в одно из крупнейших нотных издательств Российской Империи. Фирма имела свои магазины в доме банка и торгового дома «И. В. Юнкер и Ко» в Москве и на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Издательство Гутхейля опубликовало большинство произведений С. В. Рахманинова, сочинения М. А. Балакирева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова и многих других композиторов.


В 1885 году Гутхейль приобрёл право на издание большой части сочинений (главным образом опер) М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова и А. Н. Верстовского.


К 1913 году особняк приобрёл Дионисий Сергеевич Карзинкин — представитель известной московской купеческой семьи, кандидат-директор Ярославской Большой мануфактуры.



После октябрьской революции особняк был национализирован. В здании размещались сначала дошкольный детский дом, а затем Центральный дом детского коммунистического движения и Центральный дом вожатых ЦК ВЛКСМ.



С 1958 года особняк занило посольство Марокко в России.

В 1960 году дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. Тогда же под жилое помещение была приспособлена открытая терраса со стороны восточного фасада.



АРХИТЕКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ

Здание симметрично по формам. Его центральная часть выполнена крупнее боковых крыльев, несколько вынесена вперед от них и развернута вдоль Пречистенского переулка.







С обеих сторон входа устроена невысокая кованая ограда с волнообразными завитками, выполненная в свойственной Валькоту манере (была воссоздана во время реставрации 2011 года).




Поверхность фасадов облицована глазурованным «кабанчиком» неяркого розово-сиреневого оттенка. Однотипные полуциркульные проемы окон, а также сам вход в особняк окантованы слегка подкрашенным панно, на который нанесен лепной декор.

Непосредственно над парадным входом смонтирован стеклянный навес, выполненный в стиле французского Ар-Нуво.





Использование симметричных объёмно-пространственных композиций не свойственно творчеству Валькота и, возможно, было продиктовано заказчиком.



Боковые части особняка, внутреннее пространство которых было достаточно больших размеров, изначально были предназначены под устройство зала и кабинета, соответственно. Позади них должны были устроить будуар, жилые комнаты, а также гостиную.







Центральный объём дома общими чертами напоминает ризалит построенного Ф. О. Шехтелем годом ранее особняка А. И. Дерожинской. Несмотря на это, образ и композиция особняка Гутхейля, по мнению доктора искусствоведения М. В. Нащокиной, уникальны для московского модерна — его облик не стал объектом для подражания для других архитекторов.






источник

Tags: Валькот, архитектура, усадьба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments