vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Доходный дом Рекка на Пречистенке




Доходный дом Якова Рекка и сейчас одно из самых заметных зданий Пречистенки, а в начале XX века, когда вокруг была сплошь малоэтажная застройка, он выглядел еще эффектнее. Тогда, в 1910 году, здание взялся спроектировать уже известный мастер московского модерна, архитектор Густав Гельрих — к тому времени архитектор уже построил десяток доходных домов в столице, в том числе особняк для семьи Рекка на Большой Никитской, поэтому тот вновь обратился к старому знакомому.










Банкир и предприниматель, основатель одной из крупнейших российских фирм — Московского торгово-строительного акционерного общества — Рекк точно знал, что и как должно быть построено: в изящном и дорогом доме в центре Москвы он планировал сдавать квартиры самым богатым людям своего времени. Поэтому Гельриху было позволено не скупиться, выбирать и лучшие решения, и лучшие материалы для их воплощения.





Возвели шестиэтажное здание всего за два года — 1910-1911, но несмотря на такую скорость работ, сделали все по высшему разряду: полукруглый угол здания с высокой башенкой с часами и скульптурами был заметен издалека. Дом возвышался над своими двухэтажными соседями и привлекал внимание каждого проезжающего по дороге экипажа. Его интерьеры были не менее впечатляющими: мраморные лестницы подъездов, эффектные барельефы, красные ковровые дорожки.






На каждом этаже располагалась лишь одна или две квартиры — все они имели огромную площадь. Парадные помещения для богатых хозяев находились вдоль уличных фасадов, комнаты для прислуги и черные лестницы выходили во двор. По меркам 1911 года, дом был еще и очень современным, буквально напичкан техникой: здесь появилась модная зарубежная новинка — лифты (лифтостроение в России начало развиваться много позже, в 40-е годы), а еще в каждой квартире была организована собственная ванная комната (при том, что лишь в 1893-м в городе начали строить первую полноценную канализацию).










Словом, Рекк добился своего: дом действительно оказался элитным, и цены на квартиры — соответственными. В 1911-м, сразу после постройки дома, самая дешевая квартира в нем стоила около 1200 рублей в год, а зарплата учителя или инженера, например, составляла не больше 500-600 рублей в год. По-настоящему же роскошные апартаменты сдавались здесь и за фантастические 3000 рублей. Но сам владелец прекрасного здания не успел этим как следует насладиться — он умер в 45 лет, в 1913 году. Впрочем, не увидел Рекк и революции, которая жестоко разрушила его идею: роскошные квартиры тогда превратились в неопрятные коммуналки.


























В дореволюционное время в доходном доме Рекка жил человек, с чьим именем связано огромное количество легенд — Александр Фаберже, сын знаменитого ювелира, изготавливавшего украшения для императорского дома и прославившегося во всем мире диковинными ювелирными изделиями — яйцами, инкрустированными драгоценными камнями. Александр Фаберже был юристом в семейной фирме, а в доме снимал сразу две квартиры — на самом удачном, верхнем этаже.

После революции, когда к власти пришли большевики, а в апартаменты жильцов начали беспардонно подселять рабочий класс (Булгаков, который тоже имел отношение к знаменитому дому, описал это в своем «Собачьем сердце»), младший Фаберже спешно уехал из России, не забрав из квартиры почти ничего — даже дорогую мебель. В его бывшем жилище, которое теперь представляло собой коммунальную квартиру, поселились художники из группы «Бубновый валет».

В одной из квартир жил художник Б. А. Такке, в другой — художники Захаров, Серова, Архипова, режиссёр и преподаватель ГИТИС А. А. Муат.Последний был знакомым писателя Михаила Булгакова, который несомненно бывал в этой квартире в гостях, видел интерьеры дома и знал имя бывшего владельца. По слухам, в их разговорах не раз всплывала информация о том, что где-то в доме есть тайник с драгоценностями.
























Михаил Булгаков, навещавший в доме приятелей. использовал это в своем романе «Мастер и Маргарита», в котором фигурирует вдова некоего ювелира по фамилии Фужере, и соседи рассказывают байки о ее сокровищах. К слову, интерьеры квартиры, в которой жила загадочная мадам, как отмечали историки, очень уж напоминают обстановку квартиры Фаберже: самая заметная деталь — люстра, которая на огромной цепи свисала с почти восьмиметрового потолка.

Именно на такой раскачивался кот Бегемот. Говорят, и своего профессора Преображенского Булгаков не зря поселил на Пречистенке: правда, ровно напротив знаменитого дома Рекка, но описывая вестибюли и парадный подъезд, перенес детали отсюда — пафосные интерьеры, стеклянные двери, ковровые дорожки и дубовые вешалки, и конечно, швейцар, который так восхищал еще не успевшего превратиться в неприятную личность Шарика.













В 80-х годах, к ужасу историков и старых москвичей, дом начали перестраивать — в нем появился седьмой технический этаж, и гордость создателя — угловая башня — из-за этого стала практически незаметна. Реконструкция была столь возмутительной, что в народ вновь пошла булгаковская фраза: «Пропал Калабуховский дом!» Впрочем, вскоре всех интересовавшихся судьбой здания поглотила новая история: по Москве распространился слух о том, что во время перестройки дома был найден пропавший саквояж Карла Фаберже, в котором он пытался вывезти драгоценности из России и который загадочно исчез при побеге, и с тех пор многим не давал покоя.


Согласно одной из легенд, чемодан был переправлен сыну Фаберже, проживающему в этом доме, и тот надежно спрятал его между крышей и перекрытиями. Однако, когда после революции пришлось бежать, было уже не до драгоценностей — и полвека спустя простые рабочие стали обладателями сокровищ. Вроде как они сообщили о своей находке и получили от государства положенные 25 процентов, а вот о том, куда в дальнейшем отправились украшения, красивая легенда ничего не сообщает.











В 2011 году дом перестроили еще раз: в нем появилась огромная подземная парковка и пентхаусы с террасой на крыше, но фасад не тронули — только обновили лепнину. Из лучших квартир открывается вид на Храм Христа Спасителя и до сих пор относительно тихие переулки старой Москвы, а жилье в этом знаменитом доме теперь продают за немыслимые деньги, о которых не мог мечтать даже его создатель Яков Рекк.

Источник

Tags: Москва, архитектура, доходный дом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments