vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Здание спортивного общества «Динамо»


ул. Большая Лубянка, 12


Это монументальное здание со сдвоенными полуколоннами без баз и капителей и большими круглыми окнами на углу Большой Лубянки и Фуркасовского переулка. На улицу выходит вход в магазин — знаменитый «Сороковой гастроном» - ныне «Седьмой континент». Однако у здания были и другие функции — здесь и офисы, и служебные квартиры, и зал собраний, и даже столовая-клуб - ее цилиндрический объем выходит на Малую Лубянку.





Комплекс был построен в 1931 г. знаменитым архитектором, академиком И.А. Фоминым в соавторстве с А. Я. Лангманом, выпускником венской Высшей технической школы и фактически главным архитектором ОГПУ (его мастерская, находилась на верхнем этаже этого здания, в помещении с круглыми окнами). Новое здание строилось как жилое и офисное здание для спортивного общества «Динамо».



Здание выстроено на месте снесенной Третьей московской гимназии. В1928 году на закрытом конкурсе победил проект петербуржца Фомина, мастера старой школы, работавшего в стиле неоклассики. Монументальный угловой офисный корпус с гигантскими спаренными колоннами отделяется высокой башней от жилого корпуса с криволинейными фасадами, который имеет не такие высокие этажи и выполнен в менее монументальных формах.




С другой стороны переулка планировалось построить симметричный корпус, тогда  здания образовали бы своеобразные пропилеи — сквозь них Кузнецкий мост должен был продолжаться новым проспектом. Но в результате, напротив было построено здание по другому проекту, а расширения соседних улиц так и не произошло.





Для жилого корпуса выбран более мелкий масштаб с выраженной горизонтальной композицией фасадов.





Сооружение было одним из первых в советской архитектуре опытов поисков «большого стиля».



Послереволюционные поиски более выразительных и менее декоративных архитектурных форм привели архитектора к решительному изменению классической ордерной системы. Фомин убирает капители у колонн и избавляется от сложно профилированных карнизов. Промежутки между колоннами были полностью остеклены, элементы классической архитектуры оказались «надетыми» на современный железобетонный каркас.




Сам Фомин говорил, что на «скелет» каркаса нужно одеть «мясо» кирпичной стены, потому что каркас сам по себе не является произведением искусства. Фасад офисного корпуса здания общества «Динамо» облицован известняком, что не так часто можно увидеть в Москве. К сожалению, сейчас натуральный камень сверху окрасили, а переплеты окон заменили на пластиковые.



Стилистика «пролетарской классики» Фомина не была понята современниками, в Ленинграде этот стиль признали слишком авангардным, а в Москве — слишком консервативным. Однако почти никто не мог соперничать с Фоминым в ясной выразительности простых форм. Так и здесь колонны-цилиндры и антаблемент с большими круглыми проемами по монументальности созвучны классическим прототипам.




источник


Tags: Москва, архитектура, историческое здание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments