vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Метрополь

IMG_4875_20170514_AAA_145.jpg

Всего 77 фото

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Недаром его называют «энциклопедией русского модерна» и «Вавилонской башней нового времени».
Промышленник и меценат Савва Мамонтов решил организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр с современным гостиничным комплексом, ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных соревнований.При этом особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Он хотел использовать фасады для увековечивания произведений искусства, благодаря этому теперь мы можем наблюдать на фасадах гостиницы двадцать четыре керамических панно по эскизам и рисункам М.Врубеля, А.Головина, С.Чехонина.
[Читать дальше]

02
IMG_4775_20170514_AAA_4.jpg

Фасадная майолика для оформления Метрополя увидела свет в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизам знаменитых художников. Центральная композиция «Принцесса Грёза» сошла с холста Михаила Врубеля и стала своеобразной визитной карточкой гостиницы. Но не менее красивы и другие керамические панно, украшающие здание по всему периметру. Эскизы для панно были выполнены Александром Головиным и переведены на керамику Сергеем Чехониным.

03
IMG_4874_20170514_AAA_144.jpg

04


05


Восточный  фасад

06


Панно "Жажда". А. Головин

07  Панно "Жажда"


08


09


10


11


12


13


14


15


16


Главный фасад.
В левом нижнем углу фото видим фрагмент древней кремлевской стены и башни

17


Панно "Поклонение божеству". Главный фасад. Крайнее слева.. В основу панно заложены такие характерные черты художественных приёмов модерна, как отсутствие симметрии, противопоставление, построение картины на вертикальных линиях и устремленности ввысь. Богатый орнамент нарядов изображённых фигур заметно контрастирует с монотонностью полотна неба, заполняющего значительную часть картины.

18  Панно "Поклонение божеству"


19


20


21


22


23


24


25


26

Панно "Принцесса Грезы"
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. В 1900 году на сцене Императорского московского нового театра, а затем и в Мариинском театре была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза».
В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно.
27 Панно "Принцесса Грезы"


При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

28  Центральный фасад здания

29


Сюжет «Принцессы Грёзы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда ее не видев, только зная по рассказам о ее красоте и добродетелях, Рюдель пустился в поход по морю в надежде увидеть воочию свою любовь.  Не достигнув Триполи, тяжело заболел, и явившаяся на корабль Мелисинда приняла его последний вздох. . В тоске принцесса раздала все свое богатство и ушла в монастырь.
В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, похожими на крылья. В центре — с арфой в руках умирающий рыцарь. В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную прекрасной принцессе. Весь мир подчиняется звукам это музыки. И является чудесное видение–греза — перламутровая женщина с лилией в руках, словно душа света или облако, опускается она на корабль. В духе символизма Врубель изменяет сюжет Ростана. Встреча принца с его возлюбленной невозможна на земле. Для певца, поэта, ведомого небесной любовью, мир реальный — временное пристанище.

  30   Панно "Принцесса Грезы"

31 Правое панно



32 Левое панно




Мастера периода «нового» искусства в своих произведениях неизменно отражали восхищение
совершенством мироздания.  Сюжет панно «Поклонение природе»  на главном фасаде слева
передаёт это отношение. Композиция выглядит воздушной и мечтательной.

33 Панно "Поклонение природе"







34 Панно "Поклонение природе"


Панно "Орфей играет"
Мифологический образ музыканта, способного своим пением и игрой на лире покорять не только человеческие души, но и природу, взят художником  неспроста. Орфей является отождествлением основной идеи художественного направления модерн, что искусство наделено невероятной силой, способной разорвать любые рамки и преобразить всё вокруг.
35  Панно "Орфей играет"


36  Панно "Орфей играет"


Александр Яковлевич Головин сблизился с Мамонтовым в 1880-х гг., в конце 1890-х работал на гончарном заводе «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. В атмосфере абрамцевских мастерских художник испытал сильное влияние монументально-декоративного стиля М.А. Врубеля. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т.д. В 1900–1903 годах создал несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда»), которые украсили фасады гостиницы.

Панно "Купание наяд" на главном фасаде гостиницы "Метрополь". А.Я. Головин.

37  Панно "Купание наяд"


38


Лёгкими и беззаботными изображены речные нимфы на майоликовом панно «Купание наяд». Они как бы являются частью природы наравне со статными лебедями и рябью водной глади. Аналогичное слияние можно увидеть и на картине «Полдень». В основу вновь ложится естественность, как отличительная особенность модерна.

39


"Белые пеликаны"

40


41


Западный фасад

42  Панно "Клеопатра".


43


44


Женские образы на майоликовых панно гостиницы Метрополь
Женственность мягких и пластичных линий модерна, несомненно, привели к активному использованию образа женщины в искусстве. Творчество художников начала XX века преисполнено чувственностью струящихся линий длинных волос и лёгких одежд, волнующих изгибов женского тела. В этот период наиболее популярно олицетворение в женском обличии природы или стихий, нередко на произведения перенесены мифологические персонажи.
45  Панно "Клеопатра" ("Жизнь")


Фасадная керамика гостиницы Метрополь не стал исключением. В сюжетах застыли и горделивая отточенная фигура Клеопатры, и плещущиеся наяды, и образ обнажённой девушки на фоне цветочной поляны  (панно "Полдень"). Такая непривычная для того времени откровенность женских образов на некоторых майоликовых панно и в скульптурном декоре породила шквал эмоциональных откликов.
46


Художники эпохи модерна черпали своё вдохновение в искусстве древних цивилизаций, в том числе и Египта. Так в фасадной майолике здания появился горделивый и статный образ Клеопатры на лоне природы. Здесь особенно выразительно смотрится врезанный рельеф контуров и отдельных деталей керамической картины. Особую наполненность композиция получает в контексте малых боковых панно с изображением с одной стороны белых лебедей, а с другой – чёрных.

47  Панно "Белые лебеди"



48


49  Панно "Черные лебеди"


Правая часть западной стороны здания Метрополя.

50  Панно «Поклонение старине» .


51  Панно "Поклонение старине"


52  Панно "Поклонение старине"


53  Панно "Поклонение старине"


Панно "Поклонение старине"  отражает этап поиска нового стиля: преданность истокам, стремление к духовности, возведение природного и естественного в самый высокий ранг.
54 Панно "Поклонение старине"


55

Внизу подпись " Абрамцево"   " А.Головин"

56


Южный фасад

57


58


59


60  Черные кошки и белые медведи


61 Черные кошки


62  Белые ме6дведи


63


64


65 Панно "Полдень "


66


Помимо больших и малых панно украшением фасада служит керамическая плитка в отделке балконов и красочной ленте, опоясывающей всю гостиницу.Но особенно выигрышно он смотрится благодаря использованию его как продолжения скульптурного фриза «Времена года».

67 Майоликовый и скульптурный фриз


68 Майоликовый и скульптурный фриз . Бирюзовые креамические вазы.


69


70


71


Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».

72


73


В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

74


75


Ну и, конечно, башенки, украшающие Метрополь, прекрасны.

.
  76


Между Метрополем и Кремлексой стеной

 77


"Метрополь"" - истинно "Вавилонская башня"

Источники:

Википедия
Ceramicadecor.ru - Все краски московского модерна в фасадной майолике гостиницы Метрополь
Tags: гостиница
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments