vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Дом Якова Брюса, московского генерал-губернатора


Дом Брюса, Брюсов переулок, 2/14

Дом Брюса — здание-достопримечательность. Принадлежал московскому генерал-губернатору Якову Александровичу  Брюсу.


Каменные палаты в два этажа были построены в XVII веке. В своём очерке, посвященном дому Брюса, Е. Николаев указывает, что это были одноэтажные палаты и относит время их появления к началу XVIII века. Современный главный дом, выходящий на Большую Никитскую, имеет практически те же габариты, что старые каменные палаты.





Вероятно уже в царствование Петра I дом принадлежал Брюсам. Владельцем его в 1737 году был  Александр Романович. Брюс, племянник сподвижника Петра Якова Вилимовича. Брюса. После смерти Александра Брюса (1752) дом перешёл к его сыну, генерал-аншефу Якову Брюсу.

Яков Александрович известен тем, что в 1775 году, в бытность генерал-губернатором Москвы, предложил императрице Екатерине проект перепланировки города, на многие годы определивший облик «второй столицы». При нём в Москве построены новые каменные мосты (в том числе Всехсвятский), сооружены Водоотводный канал и Ростокинский акведук. Брюс жил на Большой Никитской улице, в д. 14/2, до 1790 служившем официальной резиденцией московских генерал-губернаторов. В 1784 Яков Александрович Брюс был назначен генерал-губернатором Петербурга.



источник

В середине 1770-х годов Я.А. Брюс решил перестроить старый дом и для этой цели приобрёл участки, прилегающие к нему: сначала часть усадьбы капитанши Салтыковой, а в 1776 году — участок по переулку, принадлежавший А. Ф. Белосельской. В 1777 году палаты уже были надстроены двумя этажами. В следующем, 1778 году, появился проект расширения усадьбы: предполагалось удлинить корпус, выходящий на Большую Никитскую, увеличить его высоту на аршин, построить в переулке ещё один корпус, примыкающий к главному, за ним устроить конюшню. Однако из проекта перестройки после 1778 года был реализован только один пункт: постройка корпуса в переулке. Фасады обеих частей дома получили отделку в обычном для 1770-х годов стиле, органично сочетавшем детали классицистские и барочные.




После смерти Якова Брюса (1791) дом перешёл к его дочери Екатерине Мусиной-Пушкиной-Брюс.

В 1812 году дом Брюса, как и все здания на Большой Никитской, горел. После пожара остался «в целости» лишь каменный флигель, не очень сильно пострадал фасад. В 1813 году дом уже отстраивался, а в следующем, 1814 году, работы по восстановлению были завершены.

Здание было существенно перестроено и стало доходным домом, сдаваемым под квартиры и торговые помещения. По словам литератора Н. А. Полевого, особняк невозможно было узнать, не осталось от него следов Якова Брюса, хотя и носит его имя соседний переулок. Однако Николай Алексеевич сильно преувеличивал. Многие отмечали, как торжественны и величественны были внутренние интерьеры дома.

Здесь устраивали встречи и приемы, тут же некоторое время находилось заведение «Художественный класс», предтеча известного Училища живописи, ваяния и зодчества.

В январе 1836 года в этом «рассаднике искусства» чествовали художника Карла Брюллова, вернувшегося в Москву. Художники, литераторы и любители искусства устроили обед по случаю возвращения художника и окончания работы над его полотном «Последний день Помпеи».




На территории усадьбы размещались женская гимназия, реальное училище. С начала 1880-х годов в зданиях в глубине двора располагались меблированные комнаты Медведева, в которых жили малоимущие студенты, у москвичей они получили название «Медвежьи номера».

В разное время на территории усадьбы Брюса жили В. А. Гиляровский, музыкант У. И. Авранек, археограф А. Е. Викторов, художники Николай Чехов и Исаак Левитан.




Архитектура

По мнению Е. Николаева, в «Архитектурном альбоме М. Ф. Казакова» с материалами по Якиманской и Сущёвской частей Москвы были подшиты неподписанные чертежи дома Брюса. Николаев отмечал «полное совпадение» специфичной планировки и отделки (частично уцелевшей) на чертежах и дома Брюса в натуре.

Судя по кирпичной кладке первого этажа главного корпуса, он был возведён в первой половине XVIII века.

План 1764 года не имеет указаний на количество этажей в доме Брюса. Время постройки второго и третьего этажей главного корпуса можно определить приблизительно — до 1777 года.



Оконные наличники первого этажа были выложены в то же время, в которое возводились второй и третий этажи. Во время восстановления дома после пожара Москвы 1812 года фасад, выходящий на улицу, получил ампирную отделку и, видимо, сразу был гладко оштукатурен, при этом заштукатурили и небольшие ниши, находившиеся на уровне третьего этажа.

В течение всего XIX века на территории усадьбы возводились и сносились различные постройки.





Здание сохранилось достаточно хорошо и являет собой «типичный образец тяжеловатого позднего ампира». В 2009 году дом был отреставрирован.

источник

Tags: Москва, усадьба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments