Особняк Н.А. Второва
Городской особняк по адресу Спасопесковская площадь, 10 был построен в период с 1913 по 1915 года по заказу крупного текстильного фабриканта Николая Александровича Второва на участке, незадолго выкупленного в районе Арбата у княгини Лобановой-Ростовской.
Для реализации проекта были приглашены известные зодчие Владимир Матвеевич Маят и Владимир Дмитриевич Адамович.Здание спроектировали в новомодном тогда стиле ампир, который особо был востребован в среде богатой торгово-промышленной буржуазии России начала XX века.
В начале 20 века в Москву из Сибири переехал Николай Второв, к тому времени уже преуспевающий предприниматель, владелец множества промышленных предприятий и банков.
Николай Александрович Второв. 1866-1918 г.г.
источник .
Второв был застрелен в мае 1918 года в своем кабинете (по другой версии в особняке). При этом инцидент никак не был связан с революцией, а с личной историей. Опять же толком ничего не известно, но версии две: либо сумасшедший студент, либо обиженный внебрачный сын.Так или иначе достоверно известно лишь то, что потомки Второва уехали за границу и потом проживали в Париже.
В 2005 году используя архивные материалы журнал Forbes составил список самых богатых россиян в 1914 г., в последний год экономического подъема перед Первой Мировой войной. Так вот возглавил этот список как раз Николай Второв, обладавший состоянием более 60 млн золотых рублей. Для сравнения: Морозовы — 40 млн руб, Рябушинские — 25-35 млн руб.
За предприимчивость и умение делать деньги из всего Николая Второва прозвали русским Морганом.
В 1913-1915 гг. в самом сердце арбатских переулков Второв строит для себя огромный, нарочито стилизованный под классику, особняк. Особняк был оборудован по последнему слову техники и, кроме того, в нем и поныне висит самая большая люстра в Москве (кроме театральных).
Спасопесковская площадь. Строительство особняка Второва.1914
В 1918 году усадьба в Спасопесковском переулке, 10 была национализирована и передана в ведение государства. Первое время здесь даже проходили заседания Центрального исполкома, который со временем был преобразован в Верховный Совет.
Помимо кабинетов, часть помещений выделили для проживания высокопоставленных сотрудников наркомата по иностранным делам, включая самого комиссара по иностранным делам Георгия Чичерина, сменившего на этом посту Троцкого. Затем здесь проживал и его заместитель Лев Михайлович Карахан.
Дипломатические отношения с США Советский Союз установил только в 1933 году. Здание на Спасопесковской площади было выделено Наркоматом иностранных дел для временного размещения посольства. Американская дипломатическая миссия должна была поселиться на Воробьевых горах, было даже выбрано место под строительство нового здания, но за три года, на которые был арендован у Наркомата бывший особняк Второва, строительство на Воробьевых так и не началось. Временная резиденция превратилась в постоянную.
Говорят, что очень близко к сердцу выселение из особняка принял Георгий Чичерин. Первое время в особняке периодически несколько раз раздавался телефонный звонок, но в трубке слышалось только молчание. По предположениям американцев, таким образом Чичерин вызывал к себе истопника, продолжавшего работать в особняке. Было известно, что изрядно оставшийся не у дел и впавший в немилость Чичерин развил нешуточную мнительность и доверял уборку своей квартиры только этому истопнику.
Особняк на Спасопесковской площади у американцев был ласково сокращен до Spaso House. Название прижилось, и сейчас даже в официальных бумагах пишут: Спасо-Хаус.
Первым послом Соединенных Штатов, после признания этой страной СССР и начала дипломатических отношений, стал Уильям Буллит.
Именно в то время к особняку со стороны главного выхода в местный сад был возведен большой зал, предназначавшийся для проведения приемов и танцев.
Особняк Второва. 1997.
Парадный зал особняка постоянно используется для проведения приемов. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-хауса, считаются поистине легендарными.
Первый из них — рождественский прием в канун 1934 года, когда первый посол США в СССР Уильям Буллит (William Christian Bullit) дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру (Charles Thayer) устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Ирена Уайли (Irena Wiley), жена советника посольства, предложила устроить вечеринку с участием зверей. Но когда Тейер пришел в Московскии зоопарк, перестраховавшийся директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в иностранном посольстве.
Тейер в отчаянии обратился в Московский цирк, где ему дали трех тюленей — Мишу, Шуру и Любу для выступления в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками. Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления случился конфуз: дрессировщик не рассчитал своих сил и напился до беспамятсва.
Неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был срочно вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло дипломатическую карьеру Тейера.
Особняк Второва 1997
Следующий большой прием состоялся 24 апреля 1935 г.И опять же по настоянию жены посла все было обставлено самым дорогим образом. Назвали мероприятие «Весенний фестиваль». На этот раз Тейеру все же удалось договориться с зоопарком.В результате, в Спасо-Хаус специально для приема привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе.
На приеме присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии «Известий» Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный. Среди приглашенных представителей интеллигенции на приеме присутствовал Михаил Булгаков, который, по уверениям его третьей жены, после приема кардинально переписал сцену «весеннего бала полнолуния» в романе «Мастер и Маргарита».
Фонтаны вина и шампанского, лучший оркестр, услаждающие слух птицы — все это было и у американского посла, и у Воланда. На приеме, правда, произошел небольшой конфуз. Радек, шутки ради, налил в бутылочку медвежонку шампанского, после чего последнего обильно вырвало на форму одного высокопоставленного военного. Но скандала не случилось и все благополучно гуляли до самого утра.
Елена Булгакова вспоминала, что потом их с мужем к тому же отвезли на машине посла до дома и подарили шикарный букет цветов.
Спасопесковская площадь. 1969 – 1971 Кадр из музыкального фильма "Москва в нотах"
Особняк Второва (Спасо-хаус) — резиденция посла Соединенных Штатов Америки 1947
На одном из первых организованных музыкальных вечеров присутствовал в качестве дирижера Сергей Сергеевич Прокофьев во время исполнения своей оперы «Любовь к трем апельсинам». Кроме него, здесь выступали и другие известные в мире музыканты и певцы.
С историей Спасо-Хауса (Спасохауса) связан один из самых грандиозных скандалов, связанный с прослушкой советскими спецслужбами кабинета посла. «Жучок» находился в выполненном из дерева гербе США, подаренном тому пионерами во время посещения Артека в 1946 году. Подслушивающее устройство выявила местная служба безопасности только в 1952 году.
Стоит отметить, что в разные годы, во время своих посещений Москвы, здесь побывало несколько президентов США - Дуайт Эйзенхауэр, Ричард Никсон и Рональд Рейган.
Фото из окон второго этажа, снято в 1930-х, но вид с тех пор не изменился. Церковь Спаса на Песках (отсюда название площадки)
Вид из Спасо-Хауса на Церковь Спаса Преображения на Песках. 1937 – 1938
Этот же вид на церковь на картине «Московский дворик» кисти Василия Поленова.
Удивительный особняк. Такой новый и такой старый, безумно богатый, но и без излишних украшательств одновременно. Не зря именно его отдали сначала наркомату иностранных дел, а затем в качестве дружественного шага — посольству США.
К настоящему времени бывший особняк Второва в Спасопесковском переулке, построенный в стиле русского неоклассицизма, поддерживается в отличном состоянии и здесь по-прежнему расположена резиденция американского посла в Москве.
Николай Второв не только умел зарабатывать деньги, но и обладал вкусом.
источник