vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Усадьба Одоевского и здание МХТ им. Чехова. Камергерский переулок, 3.


По преданию, нынешнее владение по адресу Камергерский переулок, 3 еще в середине XIV столетия было частью участка, принадлежавшего Иакинфу Шубе, служившему воеводой при князе Дмитрии Донском. Затем здесь находились палаты окольничего С. Львова.





В начале восемнадцатого века владение состояло из двух частей, которые разделал тупиковый проезд. Одна часть находилась в собственности стольника А.И. Милославского, состоявшего в родстве с Марией Ильиничной Милославской - первой женой царя Алексея Михайловича, а другой владел дьяк Герасим Семенович Дохтуров.





В 1757 году участок Милославского принадлежал уже его дочери - С.Л. Бахметевой, которая переуступила его в 1767 году князю П.И. Одоевскому и Т.А. Пасек. В 1776 к Одоевскому перешло и бывшее владение Дохтурова. Новый хозяин возводит в 1778 году деревянный дом в два этажа, который сгорел вместе с остальными дворовыми постройками в 1812.



В 1817 году князь Одоевский выстраивает на старом фундаменте уже каменный особняк в три этажа, который был украшен колоннадой и ионическим портиком. По бокам строения возвели двухэтажные флигели.

После смерти князя владение отошло к его племяннице Варваре Ивановне Ланской. В ее доме провел детские и юношеские годы Владимир Федорович Одоевский - писатель и музыковед, известный мыслитель своей эпохи. У него в гостях часто бывали Дмитрий Владимирович Веневитов, Александр Сергеевич Грибоедов, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Михаил Петрович Погодин, Александр Иванович Кошелёв и Иван Васильевич Киреевский.



Варвара Ивановна часто сдавал свои помещения внаем для проживания и под размещение различных заведений.
Так, в период с 1832 по 1836 годы в ее доме снимала комнаты семья Долгоруких, которые были близко знакомы с Александром Сергеевичем Пушкиным (предполагают, что он мог бывать у них в гостях).
                                                                                                                                                                                            .
В 30-х годах девятнадцатого столетия в этих стенах размещался литературный кружок переводчика и поэта Семена Егоровича Раича. Некоторое время в здании работала «Библиотека для чтения и книжная лавка Эльцнера». Проживал здесь и профессор Павел Парфенович Заболоцкий-Десятовский, служивший в Московской медико-хирургической академии.

В 1851 году, уже после смерти хозяйки, дом в Камергерском переулке, 3 ее сыновья продали С.А. Римскому-Корсакову, мать которого - М.И. Римская-Корсакова - была известной московской барыней.





Новый владелец сразу взялся за переустройство дома и в период с 1852 по 1853 годы изменил его основательно. Так, главный дом и флигеля соединили в единое целое, причем последние подняли вверх на один этаж, сделав общий фасад трехэтажным. Большие изменения были внесены и в декор здания. Проект исполнил архитектор Николай Александрович Шохин.

Интересно, что Римский-Корсаков был женат на кузине Александра Сергеевича Грибоедова Софье, которая послужила, по всей вероятности, прототипом Софьи из «Горя от ума».

Сын барыни М.И. Римской-Корсаковой жил не по средствам, а потому владение в 1872 году были выставлены на торги для погашения долгов. Аукцион выиграли купцы Г.И. Лианозов и М.А. Степанов (после кончины последнего единоличным владельцем стал Лианозов).



История строительства здания МХТ им. А.П. Чехова


В 1882 году Георгий Мартынович перестраивает главный дом под размещение театра: пространство между бывшими флигелями частично застраивают для устройства сцены, а зрительный зал обустроили в центральной части помещений задних комнат городского особняка. Проект разработал архитектор Михаил Николаевич Чичагов.






После завершения работ Лианозов начал сдавать театр в аренду театральным коллективам. Так, на этих подмостках выступали: итальянская опера, среди солистов которой были известные теноры Франческо Таманьо и Анджело Мазини; театр Федора Адамовича Корша; труппа Николая Карповича Садовского; труппа Марии Константиновны Заньковецкой, у которой блистали Мамонт Викторович Дальский, Николай Петрович Рощин-Инсаров и Леонид Витальевич Собинов, у которого именно на этих подмостках состоялся дебют; театр Елизаветы Николаевны Горевой; труппа антрепренера Михаила Валентиновича Леонтовского; кафешантану француза Шарля Омона.



В январе 1885 года, 9 числа, на сцене театра прозвучала опера Александра Сергеевич Даргомыжского «Русалка». Это было первое открытое представление Частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова.

В 1890 перестроили уже бывший левый флигель особняка для устройства в нем торговых заведений: винный магазин «Кахетия» и магазин по продаже игрушек «Мать и дитя», а также кондитерская «Миньон».






В 1898 году Георгий Мартынович Лианозов решает перестроить уже и правый флигель, а также часть главного дома под устройство жилых помещений. Правда, проект, который был заказан Федору Осиповичу Шехтелю, так и не был осуществлен. Последствием этой реконструкции стал лишь снос бывшего правого флигеля.


В 1902 году нынешнее здание МХТ им. Чехова берет в аренду на 12 лет известный промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов для размещения здесь Московского Художественного театра, основанного еще в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.



Московский художественный (общедоступный) театр (МХТ).1902
На первом этаже – непонятные магазинчики

01 февраля (19 января) 1902 года:
Ф. О. Шехтель работает в настоящее время над составлением проекта и эскизов возможной переделки Лианозовского театра, на случай, если бы его арендовала дирекция Художественного театра
18 (05) марта 1902 года:
Сегодня московский Художественный театр дал свой первый спектакль. Шла пьеса "В мечтах". Зала конечно, переполнена. Артистов принимали очень шумно. [...]
Третьего дня между С.Т.Морозовым и Г.М.Лианозовым подписан контракт, в силу которого театр Лианозова в Камергерском пер. с 1-го апреля сроком на 12 лет переходит в пользование С.Т.Морозова. Арендная плата определена в 28 000 в год. Арендатору предоставлено право произвести целый ряд переделок и перестроек. Весь ремонт будет произведен Ф.О.Шехтелем.


Морозов заказывает перестройку здания Федору Осиповичу Шехтелю, который совместно с Иваном Александровичем Фоминым и Александром Антоновичем Галецким возводят новую сценическую коробку, занявшую все пространство бывшего двора. В проектировании сцены принимал участие антрепренер М.В. Леонтовский. Все технические работы проводились под присмотром братьев Жуйкиных.

Первоначально подразумевалось декорировать перестроенное здание театра в стиле модерн, но в окончательном варианте произошло смешение модерна с прежними элементами эклектичной обработки. После всех преобразований зрительный зал увеличился до 1300 мест. Работы обошлись Савве Тимофеевичу в огромную сумму - в 300 тысяч рублей, и это притом, что зодчий Шехтель выполнил свой проект совершенно бесплатно.

В 1903 году появилась  строение под размещение малой сцены Московского Художественного театра (МХТ), вход на которую облицевали керамической плиткой голубовато-зеленоватых оттенков. Тогда же над ней устроили монументальный горельеф «Море житейское» скульптора Анны Семеновны Голубкиной, который иногда называют «Волна» или «Пловец». Такое оформление было связано с иерархией зрителей того времени: красочно оформленный вход вел к бельэтажу и партеру, а устроенный попроще направлял зрителей к верхним ярусам, где располагались любители театра с небольшим достатком.





Московский художественный (общедоступный) театр (МХТ)1914 – 1915
huck·28 августа 2009, 16:14
Дом, краешек которого виден справа, тоже построен Ф. Шехтелем, только в 1915 году. Степень готовности здания не видно, но не думаю, что его строили пять лет.
Irina_D·5 апреля 2013, 04:11
"Лианозов в 1914 году снес восточный флигель и построил на его месте шестиэтажный дом для устройства выставок..." - сказано у Сытина. Справа налицо угол большого дома, т. е. снято после 1914г.

МХАТ. 1910 – 1915

tiv13144·19 июня 2013, 08:20
Театр был основан в 1898 году К.С.Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко. Архитектор Ф.Шехтель перестраивая стоявший здесь ранее дом для Художественного театра, уделил основное внимание планировке актерских уборных, сценической площадки, режиссерских комнат, дирекции. Он придал ассиметричность фасаду, отвечающему стилевым признакам модерна. Над входом в театр был установлен многофигурный горельеф работы скульптора А.Голубкиной, символизирующий борьбу человека со стихией. Декоративные элементы фасада были повторены в деталях интерьера, а орнаментальный узор перенесен на занавес театра. Простота и тактичность отличали решение зрительного зала и фойе. "В отделке театра, -вспоминал К.С.Станиславский,- не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы без нужды не утомлять глаз зрителей и приберечь эффект ярких красок исключительно для декораций и обстановке сцены". Архитектура здания помогала и созданию атмосферы демократичности общения актеров и зрителей, что было заложено в самой эстетической программе Художественного театра.




Стоит отметить, что в здании МХТ в Камергерском переулке, 3, помимо сценических площадок и помещений для актеров, имелись и жилые комнаты. Так, в квартире под номером 9 проживал в период с 1922 по 1928 годы известный артист Василий Иванович Качалов, а по-соседству с ним - в квартире №8 - жила Алла Константиновна Тарасова.

Камергерский переулок. Академический Художественный театр.1924
Olgara·8 мая 2012, 07:07
В 1926 году в театре состоялась премьера спектакля "Дни Турбиных" по роману М.Булгакова. Он имел оглушительный успех. Сталин смотрел этот спектакль 17 раз.



В настоящее время здание занимает Московский художественный театр (МХТ) им. А.П. Чехова. Труппу возглавляет с 2000 года Олег Павлович Табаков.







Tags: Москва, Чичагов, Шехтель, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments