vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Мост Ломоносова



Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – один из тех архитектурных памятников Северной Пальмиры, которые имеют очень интересную историю. У него было даже три имени. Он переброшен через реку Фонтанку. Мост соединяет два острова – Спасский и Безымянный.




Неподалёку есть ещё два моста: Аничков и Лештуков. Первый построен выше по течению Фонтанки, а второй – ниже.



Панорама Фонтанки от моста Ломоносова  1971




Сам мост находится на улице Ломоносова.



Недалеко расположена улица архитектора Росси. А рядом с мостом (на площади Ломоносова) установлен бюст знаменитому российскому учёному.




Как назывался раньше мост Ломоносова
Первоначально это сооружение «окрестили» в честь российской императрицы Екатерины Второй. Это было в 1788 году. Поэтому мост сначала назывался Екатерининским.

Но через десять лет его переименовали в Чернышёвский. Дело в том, что неподалёку находилась графская усадьба. Принадлежала она семейству Чернышёвых. Граф был известным дипломатом и представлял Российское государство в Берлине, Париже, Копенгагене, Лондоне. Он также участвовал в Азовском походе и отличился в битве при Нарве. Правда, жил граф преимущественно за границей, но в Петербурге у него было большое имение.


Мост. На рисунке Мстислава Добужинского.

источник




Чернышёв мост. 1860 – 1870



Чернышев мост через Фонтанку (мост Ломоносова). 1950


После Великой Отечественной войны, в 1949 году, мост снова был переименован. На этот раз его назвали в честь М. В. Ломоносова. Улица, на которой стоит мост, а также примыкающая к нему площадь, находящаяся с другой стороны реки Фонтанки, тоже были соответственно переименованы. А ещё неподалёку установили памятник знаменитому учёному. Кстати, нынешняя площадь Ломоносова тоже носила имя графа Чернышёва и была спроектирована Карлом Росси.


Площадь Ломоносова. 1951 – 1952




Вид с Чернышёва моста на площадь Ломоносова  1956 – 1960


Вид моста и площади Ломоносова  1963 – 1965




Проект набережной вдоль реки Фонтанки в восемнадцатом веке не предусматривал такого строительства. Поэтому можно сказать, что идея возведения моста Ломоносова появилась спонтанно. Кроме того, архитекторы пришли к ней так поздно, что ради этого им пришлось разобрать часть гранитного покрытия набережной, которая уже начала строиться. Историки даже спорят о том, кто же был автором этой конструкции. Называют несколько выдающихся фамилий. Преимущественно это немецкие инженеры Ф. Баур, П. Сухтелен, К. Модерах и русские архитекторы Ю. Фельтен и В. Баженов. Но большинство историков считают, что автором моста был француз Ж. Перроне. Этому инженеру принадлежала честь построить первый вариант этого архитектурного памятника.

Пл. Ломоносова 1980  – 1985


Разводной типовой мост
Первоначально это сооружение возводилось в «серийном проекте». Дело в том, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге был одним из семи типовых памятников градостроительного искусства. Все они планировались как трёхпролетные, имели каменные опоры и арки, были снабжены четырьмя гранитными башнями. Там находились разводные механизмы. Центральный пролёт каждого моста был выполнен из дерева. До нашего времени дожили только два таких сооружения. Это, собственно, мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Но раньше так выглядели не только они. По такому типовому проекту были построены, к примеру, Аничков, Измайловский и Семёновский мосты.

Площадь Ломоносова 1975
Мост Ломоносова и площадь Ломоносова.


Проекты переустройства

Вскоре выяснилось, что это сооружение не столько способствует связи между районами города, расположенными на островах, сколько тормозит её. Дело в том, что мост Ломоносова через Фонтанку оказался слишком узким и не учитывал наплыв транспорта и людей. Поэтому уже в 1826 году появился проект его переустройства. Его авторы предлагали разобрать центральный деревянный пролёт и разводные башни, а на кронштейнах установить тротуары. Этот проект даже официально утвердили. Однако он никогда не был осуществлён, хотя возвращались к нему с завидной регулярностью. При этом журналисты столичных газет то и дело рапортовали о том, что мост перестроен и расширен. Правда, некоторые работы всё же проводились. Например, в связи с сокращением судоходства мост перестал быть разводным. Его перекрыли деревянными балками, а цепи и башни превратились в элемент декора.

В 1902 году Городская Дума поручила архитектору Г. Кривошеину всё же разработать проект совершенно нового моста. Было решено, что старый, который с башнями, является нерациональным сооружением, не соответствует ни современным художественным вкусам, ни практическим целям движения транспорта. Через четыре года Кривошеин вместе с другим архитектором, В. Алышковым, предложил разобрать мост Ломоносова. Башни планировалось перенести на берег. А вместо старого хотели построить совершенно новый стальной мост и провести по нему линию трамвая.

Мост Ломоносова. 1975


Новая жизнь

Неожиданно разразилась революция 1905 года. Она внесла свои коррективы в жизнь Санкт-Петербурга. Только в 1910 году Городская Дума вновь вернулась к проекту переустройства моста. Однако теперь за сохранение его внешнего облика выступили искусствоведы. Члены Академии Художеств заявили, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – история русской архитектуры и должен быть сохранен в том же виде, в котором его построили. Их мнение победило в развернувшейся в обществе полемике.
В 1912-1913 гг. был проведен капитальный ремонт моста. В ходе этой реконструкции, по проекту инж. А. П. Пшеницкого, были усилены опоры и свод, заменены деревянные пролетные строения на металлические балочные и сменена часть облицовки моста. В середине 1915 г. мост получил уникальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками, выполненные по проекту арх. И. А. Фомина.   


Мост в двадцатом веке

Только в 1915 году было осуществлено освещение нынешней улицы Ломоносова. Мост тоже был снабжён фонарями. Но проект его освещения был не столько техническим, сколько инженерно-архитектурным, и проходил под руководством А. Пшеницкого. Для этого при въезде на мост поставили четыре обелиска, выполненных из гранита. На них с помощью кронштейнов были закреплены гранёные фонари с позолоченными фигурами морских коньков.


Чернышев мост через Фонтанку 1915
Фонарей не видно


Дореволюционное время
Слева фотографии видим колонну с фонарем

источник






источник

События революции 1917 года не принесли никаких изменений в облик моста, равно как и последующие годы Советской власти. А вот во время войны, и особенно блокады Ленинграда, мост пострадал от артобстрелов и бомбёжки города. Чугунные перила, гранитные парапеты, фонари с золочёными коньками – все это рухнуло в реку.

Однако после войны все эти украшения и архитектурные детали были отреставрированы, а внешний вид восстановлен. А затем каждые двадцать лет, в том числе и после распада Советского Союза, мост регулярно ремонтировался. Последние работы по его реставрации были проведены в 2006 году.


Мост Ломоносова   1974


Внешний вид в наши дни

Как и при строительстве у моста сохранились три пролёта. Они одинаковые по размеру и имеют каменные арки и своды. Средний пролёт состоит из металлических балок. В ширину мост чуть больше 14 метров, а его длина составляет 57 м. Интересно, что сам мост не совсем перпендикулярен набережной, а подходит к ней под определённым углом. Стороны сооружения, обращённые к воде, не равны друг другу. Но издали этого не видно, хотя вблизи заметна лёгкая асимметричность. Мост выглядит очень гармоничным и пропорциональным.




Башни, где некогда размещались разводные механизмы, построены в виде беседок. Они состоят из небольших колонн в дорическом стиле и заканчиваются позолоченными сферами.



Вдоль моста идут перила, которые по форме повторяют ограждение набережной Фонтанки. Это каменные тумбы, соединенные металлическими секциями.







А при въезде стоят отреставрированные фонари с золочёными морскими коньками.




источник


Они тоже имеют свою историю. Коньки вновь покрыли позолотой в 1967 году. Однако черед 10-15 лет стало ясно, что крепления фонарей просели, не выдержав нагрузок. В любой момент они могли упасть на головы пешеходам. Поэтому их решено было снять. Но жители города жалели об этом произведении искусства. Наконец, в 2006 году, после окончательной реставрации, уникальные фонари вновь вернулись на своё место.




Путешественники считают, что бывший Чернышёв мост отличается от остальных. Он красивее и изящнее других. Многие радуются, что он не подвергся такой реконструкции, как остальные мосты, а сохранился практически в первоначальном виде. Особенно гармонично смотрятся башни и цепи, хотя они и не имеют функциональной нагрузки.

источник
Tags: Петербург, мост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments