vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Московское отделение Петербургского Международного Коммерческого банка


Московское отделение Петербургского Международного Коммерческого банка
                                                                                                                                                                                                                                .
Санкт-Петербургский международный коммерческий банк, созданный по проекту А. Эрихсона (1910–11, Ильинка, 9, стр.1) принадлежит к наиболее значительным постройкам московской версии петербургского неоренессанса.



Санкт-Петербургский международный коммерческий банк был учрежден в 1869 г. Со временем открылись отделения в других городах (Москва, Киев, Варшава, Баку, Кишинёв, Одесса и др.). Банк был связан с крупнейшими банкирскими домами в Париже, Берлине и Нью-Йорке; особенный интерес для банка представляли инвестиции в тяжёлую промышленность, железнодорожный бизнес и в зарубежные предприятия.

Главной сферой его интересов были российские железные дороги. Банк занимался реализацией их ценных бумаг, сам владел крупными пакетами их акций. К 1914 г. по объему операций занял 2 место среди акционерных банков России. Финансировал также предприятия угольной, золотодобывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, в период экономического подъема 1908–13 годов – предприятия военной промышленности. Имел отделения в крупных российских городах и за рубежом. После революции 1917 г. был национализирован.
                                                                                                                                                                                                                                              .
Здание банка построено в духе петербургской неоклассики, отличавшейся строгими пропорциями и приверженностью к серому граниту, которым облицован цокольный этаж. Архитектурное членение плоскими пилястрами объединяет второй-третий и четвертый-пятый этажи. В наши дни в здании находятся подразделения Министерства финансов РФ.






























Санкт-Петербургский Международный коммерческий банк (ПМКБ)

Главное здание банка в Петербурге сначала располагалось на Английской набережной, 6; в 1898 г. банк переехал в новое здание на Невском проспекте, 58.

Здание банка, 1915 год.  Источник: Квартальный надзиратель №9 - 2003.Фотограф: К. Булла
Тэги: Невский проспект банки К. Булла  http://oldsp.ru/old/photo/view/10892




Корпоративные клиенты Банка
Особый финансовый интерес для банка представляли российские железнодорожные компании. Банк выпускал их ценные бумаги, приобретал крупные пакеты их акций и облигаций. Банк в конце 19 века принял участие в 37 внешних железнодорожных займах и в 48 внутренних. В банке обслуживалась большая часть железных дорог Российской Империи (фактически все за исключением Транссиба): Главное общество российских железных дорог, Юго-западные железные дороги, Моршанская, Шуйско-Ивановская, Фастовская, Орловско-Грязевская, Московско-Виндавско-Рыбинская, Московско-Киевско-Воронежская, Рязанско-Уральская, Козлово-Воронеж-Ростовская, Владикавказская, Северо-Донецкая, Черноморская, также многочисленные железные дороги на территории современных Польши, Литвы, Латвии, Украины и Белоруссии. С 1894 года при участии ПМКБ осуществлялся выкуп частных дорог в казну.

Первые поезда в Российской империи

источник


Польская железная дорога в XIX веке

источник

Строительство железнодорожных путей
источник

Помимо железных дорог банк работал в сфере нефтедобычи, транспортного машиностроения и судостроения.
В 1898 г. совместно с банкирским домом Ротшильдов Международный банк учредил торговое общество «Мазут» для добычи нефти в Баку; также были банком были учреждены два российских электропромышленных предприятия — общество «Сименс-Гальске (вместе с Дойче банк) и общество «Унион» (вместе с Дрезднер банк).

Баку. Нефтяная промышленность в почтовых открытках до 1917 года


источник
В 1912 году в острой конкурентной борьбе добился контроля над «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве», в результате чего общество было преобразовано из французского в русское с основным капиталом 7 млн. руб.

Банк также активно инвестировал в предприятия угольной, золотодобывающей, металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной, табачной промышленности. Перед первой мировой войной банк участвовал в финансировании предприятий военно-промышленной группы.
Банк имел на своем балансе облигации Днепровского металлургического общества, общества Путиловских заводов, Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода.

Путиловский завод.1915 Санкт-Петербург


Основные частные клиенты банка


СТРОГАНОВЫ
Владения Строгановых располагались в Пермской, Нижегородской губерниях и в Санкт-Петербурге. Им принадлежали металлургические заводы на Урале. Финансово-промышленная империя Строгановых обслуживалась в ПМКБ. Строгановым в конце 80-х годов 19 века принадлежало до трети акций ПМКБ. Это был самый крупный пакет.
                                                                                                                                                                                                                                          .
Граф Строганов Сергей Григорьевич (1794-1882)
Основатель династии. Промышленник, меценат. Учредил в Москве Строгановское художественное училище.
                                                                                                                                                                                                                                  .
Граф Строганов Сергей Александрович (1852-1923), внук С.Г. Строганова
К концу 19 века ему принадлежали более 60 каменных домов в Петербурге, железоделательные и чугуноплавильные заводы на Урале, соляные варницы и золотые прииски.

                                                                                                                                                                                                                  .
Князь Тенишев Вячеслав Николаевич (1844-1903)
Кредитовался в ПМКБ.
В. Н. Тенишев был крупным промышленником и инженером, с основными интересами в сфере металлообработки. В 1870 году основал небольшой слесарно-механический завод на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге, выпускавший машины для производства конструкций железнодорожных мостов.
                                                                                                                                                                                                                                          .
Вскоре Тенишев стал одним из акционеров, председателем правления и техническим руководителем Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода — одного из крупнейших металлообрабатывающих предприятий России.

Брянский рельсопрокатный завод.

источник


Входил в состав правлений Санкт-Петербургского международного коммерческого и Русского для внешней торговли банков, Общества для содействия русской промышленности и торговли, учредил электротехническую фирму «Князь Тенишев и К°». В 1896 году Тенишев отошел от непосредственного управления заводом и активного участия в бизнесе, сосредоточившись на научных и благотворительных проектах.
                                                                                                                                                                                                                                        .
Наиболее известными социальными проектами Тенишева были Тенишевское училище (образцовое по устройству и содержанию среднее коммерческое учебное заведение в Санкт-Петербурге. Его оканчивали такие известные люди как Мандельштам, Набоков, Купреянов, Скобельцин, Жирмунский, Бруни и др.).
                                                                                                                                                                                                                                  .
Вячеслав Николаевич Тенишев входил в Совет торговли и мануфактур при департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов и был рекомендован на должность генерального комиссара от России на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
                                                                                                                                                                                                                                  .
Абаза Александр Агеевич (1821-1895)

Учитывал в ПМКБ векселя, кредитовался.
Участвовал в боевых действиях на Кавказе (1843, награждён орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами), но в 1847 году в чине майора вышел в отставку.
                                                                                                                                                                                                                            .
В 1847—1857 годах жил в своём имении, занимаясь сельским хозяйством и изучением финансового права. Крупный сахарозаводчик Юго-Западного края
В 1865—1868 годах был членом Совета Министра финансов, являлся членом первого совета Главного общества российских железных дорог (принимал деятельное участие в сооружении Харьковско-Кременчугской железной дороги).
В 1871—1874 годах был государственным контролёром, а в 1874—1880 годах — председателем департамента экономии государственного совета. С 1871 года состоял членом Государственного совета Российской империи.
                                                                                                                                                                                                                                  .
25 мая 1879 года назначен членом Верховного уголовного суда, учреждённого над революционером А. К. Соловьёвым, покушавшемся на императора Александра II.
                                                                                                                                                                                                                                  .
В период октябрь 1880 — май 1881 был министром финансов России, был инициатором отмены соляного акциза, выкупа частных железных дорог; осуществил повышение таможенных пошлин. Вместе с М. Т. Лорис-Меликовым и Николаем Христиановичем Бунге разработал программу социально-экономических преобразований в области податного дела, денежного обращения, железнодорожного строительства, финансового управления. Подал в отставку после данного новым императором Александром III манифеста «О незыблемости самодержавия»; уволен 6 мая 1881 года.
                                                                                                                                                                                                                          .
В 1884—1892 годах вновь — председатель департамента экономии государственного совета. В 1890—1892 годах — председатель Комитета финансов.
                                                                                                                                                                                                                                        .
В 1889 году удостоен ордена Св. апостола Андрея Первозванного.
В 1892 году, используя конфиденциальную информацию, провёл биржевую операцию на понижение курса рубля, заработав около 1 млн руб; после огласки дела был вынужден подать в отставку. 10 марта 1893 года уволен от всех занимаемых должностей в бессрочный отпуск с оставлением членом Госсовета.
                                                                                                                                                                                                                                    .
Демидов Павел Павлович (1839-1885)
Кредитовался в ПМКБ.
Павел Павлович был избран в 1874 г. в должность Киевского городского головы на новое трехлетие, но отказался от этой должности по нездоровью и поселился сперва в С.-Петербурге, а потом в своей вилле Сан-Донато, которую продолжал обогащать выдающимися произведениями искусства.
                                                                                                                                                                                                                                      .
В начале восточной войны движимый человеколюбием, Демидов вернулся в Киев и принял должность чрезвычайного уполномоченного от Общества Красного Креста. Целый год проработал Павел Павлович в этой должности, не жалея ни труда, ни здоровья, ни средств, устраивая помещения для больных и раненных, снабжая воинов большею частью на свои личные средства всем нужным и во временных бараках и на санитарных поездах и при отправлении солдат на родину.
                                                                                                                                                                                                                                    .
С 1880 г. Павел Павлович поселился в С.-Петербурге и, по смерти Александра II, снова вступил на службу в министерство внутренних дел, где перед ним открылось поле административной деятельности, и кроме того, принял должность председателя банка и общества для поощрения промышленности и торговли.
                                                                                                                                                                                                                .
Владея значительными богатствами на Урале, Демидов на своих Уральских рудниках ввел все новейшие усовершенствования, при Пермских Нижне-Тагильских заводах основал первую фабрику бессемерования стали, чем дал крупный толчок к развитию выработки на своих заводах стальных изделий.

Бессемеровский цех Нижне-Салдинского завода. Фотография ХIХ

источник

На свой риск занялся разработкой Луньевских каменноугольных копей на севере Урала, предвидя широкую будущность для этой отрасли промышленности. Изделия заводов князя Павла Сан-Донато на Венской всемирной выставке удостоены почетного диплома, а на Филадельфийской 1876 г. награждены бронзовою медалью. Широкая и разнообразная благотворительная деятельность и чуткая отзывчивость к нуждам ближнего приобрела Демидову громкую известность. После смерти первой жены Демидов основал в Париже рукодельню имени св. Марии, где, вплоть до коммуны, от 300 до 400 бедных парижанок находили себе ежедневную работу, обеспечивавшую им существование. За последние 9 лет жизни Демидов пожертвовал на пенсии, стипендии и другие пособия в пределах России капитал около 1 200 000 рублей.
                                                                                                                                                                                                                          .

Мамонтов Савва Иванович (1841-1918)

                                                                                                                                                                                                                    .
Кредитовался в ПМКБ, в банке обслуживался весь железнодорожный холдинг, включая Невский паровозный завод.
                                                                                                                                                                                                                                .
Отец Саввы И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете. Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку. Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.
                                                                                                                                                                                                                        .
И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811—1877). Ранее Чижов был профессором математики Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

Железные дороги Российской империи

источник
                                                                                                                                                                                                                                            .
В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.
Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог — увлёкся.
                                                                                                                                                                                                                            .
В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.
                                                                                                                                                                                                                        .
В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.
                                                                                                                                                             
1894-1897. Строительство Московско - Ярославско - Архангельской железной дороги     

источник
                                              .
Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-й степени.
                                                                                                                                                                                                                          .
В руках Мамонтова был сконцентрирована вся железнодорожная цепочка: железоделательные, механические, паровозостроительные и вагоностроительные вагоны.

источник
http://uverenniy.ru/mejdunarodnij-bank-sankt-peterburga-obedinyaya-liderov-sankt-p.html

Tags: Москва, банк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments