vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги



Здание управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Площадь Островского, дом 2


Построен в 1911—1912 годах в стиле неоклассицизм по проекту А. А. Гречанникова(1877—не ранее 1950-х) для управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Здание облицовано темно-серым гранитом в стиле модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги. Ныне в здании располагается Управление Октябрьской железной дороги.


Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Годы работы 1869—1918 годы. Город управления - Санкт-Петербург. Состояние - вошла в состав нескольких дорог СССР.
Подчинение - «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Протяжённость 2640 км (1913 год)

Герб МВР дороги

 The token of Moscow-Vindava-Rybinsk railway
источник

Акционерное общество Рыбинско-Бологовской железной дороги было основано в 1869 году. На момент открытия движения (4 июня 1870 года), длина путей составляла около 280 вёрст. В дальнейшем, активно расширяло свою деятельность в направлении Северо-Запада, за счёт строительства новых линий на территориях современных России, Беларуси, Латвии.

К началу XX века, общество превратилось в одну из крупнейших железнодорожных компаний империи, с годовым доходом в миллионы рублей.
Названия
На протяжении своего существования неоднократно меняла название:
с 1869 года — Рыбинско-Бологовская железная дорога
с 1895 года — Рыбинская железная дорога,
с 1897 года — Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога.
В сентябре 1918 года железная дорога национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения.










Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1870-1904.

Проходила по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской, Курляндской губерний.



Связывала Центр России, северо-западный и прибалтийский районы страны, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря - Виндавой.

Обеспечивала экспорт масла, льна, хлеба, лесных и других строительных материалов. Основные линии: Рыбинск - Бологое (движение открыто в 1870), Чудово - Старая Русса (1878), Рыбинск - Псков (1897), Сонково - Кашин (1898), Сонково - Красный Холм (1899), Москва - Виндава (1901), Царское Село - Дно (1904), Новосокольники - Витебск (1904).



Протяжённость (1913) - 2475 вёрст (в т. ч. 29 - двухколейный путь). В подвижном составе 411 паровозов, 11 490 товарных и 572 пассажирских вагона. На дороге построено 860 искусственных сооружений (в т. ч. 692 моста), 49 станций I - IV классов, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения (в т. ч. 8 - на артезианских скважинах), железнодорожные мастерские (на станциях Великие Луки, Ржев, Новосокольники), школы (на станциях Великие Луки, Новосокольники, Зилан, Ржев, Виндава), технические железнодорожные училище в Великих Луках, больницы, библиотеки.




По маршруту паровичка. У моста Московско-Виндавской ж/д. дороги и Дмитровского шоссе   1900 – 1902 Савёловский район
Фото из книги С.Тархова "100 лет Московскому трамваю"

В Москве построен Виндавский (ныне Рижский) вокзал в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса, наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.

Бржозовский, Станислав Антонович
Станислав Антонович Бржозовский (1863 — дата смерти неизвестна, 1930-е гг.) — русский архитектор, работавший на железные дороги, автор шедевра стиля модерн — Витебского вокзала в Санкт-Петербурге.

Бржозовский Станислав Антонович, архитектор здания Рижского вокзала.
Памятник у Рижского вокзала
источник


Дидерихс, Юлий Фёдорович
Юлий Фёдорович Дидерихс (15 апреля 1872, Москва — 4 августа 1958) — русский и советский архитектор, один из авторов здания Рижского вокзала в Москве



В Виндаве оборудован порт (построены элеватор, амбары, ледник, механизированные пристани). Чистый доход дороги - в пределах 8% от основного капитала (218,7 млн. руб. в 1913).



Виндавский (Рижский) вокзал
Железной дорогой были построены Виндавский (Рижский) вокзал в Москве, портовые сооружения в Виндаве (Вентспилс), железнодорожное училище в Великих Луках, школы, больницы и библиотеки.

источник


Железнодорожный вокзал в Рыбинске

источник

Дорогой руководили 2 управления: Петербургское (Рыбинско-Псковская, Петербурго-Витебская, Новгородская линии) и Московское (линия Москва - Виндава).



В центре - Вензель Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги  - МВР




В правление акционерного общества наряду с представителями аристократии и крупного капитала входил учёный, видный организатор железнодорожного дела в России А. П. Бородин.

Александр Парфеньевич Бородин
Александр Парфеньевич Бородин (28 сентября (10 октября) 1848, Санкт-Петербург Российская империя— 26 марта (7 апреля) 1898 Мерано Италия) — русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Статский советник.

источник

В 1914-18 для увеличения пропускной способности линий Петроградской сети построено 19 разъездов на участке Петроград - Витебск, 4 - на участке Дно - Псков (обеспечивал снабжением Северный фронт) и 12 - на линии Бологое - Дно; проложены дополнительные пути на участках Бологое - Псков, Чудово - Дно; перешита на широкую колею узкоколейка Старая Русса - Новгород. В сентябре 1918 дорога национализирована, передана НКПС.

По состоянию на начало 1991 основные линии дороги входили в состав Прибалтийской, Северной и Октябрьской железных дорог.







Из гражданских сооружений, построенных Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, сохранилось здание нынешнего Управления Октябрьской дороги (пл. Островского, 2), созданное по проекту А.Гречанникова.

Архитектор А.А. Гречанников

Atrey у себя в жж рассказал замечательную историю про архитектора А. А. Гречанникова - https://atrey.livejournal.com/472454.html
А. А. Гречанников родился в 1877 году.В 1903 г. окончил в СПб Институт гражданских инженеров, и стал работать архитектором Общества железных дорог. Когда акционеры Московско-Виндавской железной дороги выкупили у какого-то купца двухэтажный дом за Аничковым дворцом и решили построить здание Управления Дороги - они не стали приглашать именитых зодчих, а решили поручить проект "своему",железнодорожному, молодому архитектору.
Александр Александрович проработал в этом проекте буквально все-от общей идеи фасада до деталей интерьеров, и люстр.



https://rzda.ru/info/articles/moskovsko-vindavo-rybinskaya-zh-d/
http://www.citywalls.ru/house9961.html
Альбом гражданских сооружений Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
Tags: Петербург, административное здание, железная дорога
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments