В 1816 году Панин решил расстаться с участком, начав с деревянного флигеля. Появилось объявление о продаже: «Литейной части 3 квартала по Невскому проспекту близ Аничкова моста на дворе за каменным домом под № 1671, продается на своз небольшой о 2-х этажах деревянной дом. Желающие купить оный могут о цене узнать тут же от хозяина».
Покупателем стал действительный статский советник Дмитрий Николаевич Блудов (1785-1864) - дальний родственник Г. Р. Державина.
источник
В том же году домовладение полностью перешло в его собственность .Д. Н. Блудов - дипломат, государственный деятель, один из учредителей литературного общества «Арзамас» (арзамасское прозвище «Кассандра»). В 1826 году Блудов был назначен делопроизводителем Верховной следственной комиссии по делу декабристов. Ему пришлось выдвигать обвинения против лиц, со многими из которых он состоял в дружественных отношениях.
1900-е гг.
В 1816-1818 годах в доме Д. Н. Блудова проходили заседания литературного общества «Арзамас», идейным вдохновителем создания которого он сам и являлся. Общество «Арзамас» (1815-1818) - кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» ставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» А. С. Шишкова. Членами «Арзамаса» были: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, А. А. Перовский, Д. П. Северин и другие. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова. Заседания имели характер веселых дружеских сборищ, здесь читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии.
С мая по сентябрь 1817 года в доме жил В. А. Жуковский
Василий Андреевич Жуковский. 1783-1852
Карл Брюллов. Портрет В. А. Жуковского (1837)
В 1837 году архитектор А. С. Андреев надстроил здание до четырёх этажей.
Для нового хозяина дома - нарвского бюргера и временного купца петербургской гильдии А. В. Липгарта - в 1872-1873 годах по проекту архитектора М. А. Макарова была осуществлена перестройка здания.
Нижний этаж был раскрыт большими витринами, по центральной оси сооружен двухэтажный эркер, а вверху — мезонин. Поверхность фасада была испещрена мелким затейливым декором, которым особенно увлекался Макаров, «законодатель» вкусов зрелой эклектики.
Михаил Алексеевич Макаров. 1827-1873
Михаил Алексеевич Макаров - профессор архитектуры (1861), академик (1859)
источник
Новая постройка использовалась как доходный дом, который стали называть «Дом Л. В. Липгарта». В конце XIX века в здании размещались меблированные комнаты «Лувр» и различные магазины.
В 1870-е годы в доме находилась библиотека писателя П. В. Засодимского. Он был связан с Народной Волей, в библиотеке проводились встречи народовольцев. В 1879 году здесь состоялась встреча руководителей партии с Н. К. Михайловским.
источник
Липгарт продал дом Царскосельскому купцу 1-й гильдии Ивану Сергеевичу Платицыну (?- 1905), ставшему в 1880-е годы потомственным почетным гражданином, петербургским купцом 2-й гильдии.
В 1890-1900-е годы здание принадлежало Российскому обществу застрахования капиталов и доходов. Российское общество страхования капиталов и доходов учреждено в 1835 году. Позднее, в канун своего 75-летия, оно дополнило свое имя вторым более коротким словом – «Жизнь». Компания получала от правительства исключительное право на страхование жизни в России. В конце 1880-х годов страхованием жизни в России занимались всего четыре акционерные страховые компании: старейшее «Российское общество застрахования капиталов и доходов, учрежденное в 1835 году», общества «С.-Петербургское», «Якорь» и «Россия». Декрет Советского правительства от 18 ноября 1919 года «Об аннулировании договоров по страхованию жизни» подвел черту деятельности компании. Какую-либо компенсацию владельцам полисов он не предусматривал.
По заказу нового хозяина - купца 1-й гильдии Николая Ивановича Дернова, владельца земель в Сиверском - архитектор М. С. Лялевич в 1913-1914 годах надстроил дом пятым, шестым и мансардным этажами, изменил облик фасада и возвел дворовый флигель для кинотеатра «Паризиана». Неоклассический фасад делится на два яруса. Нижняя часть решена в виде трехэтажной рустованной аркады с витринами, верхняя завершена лучковым фронтоном со скульптурной группой.
источник
«Parisiana» открылась в январе 1914 года — после пяти месяцев интенсивной работы над перестройкой здания. По указанию владельца театра француза Н. С. Каплана, работы велись сутками при двух рабочих сменах, что и позволило завершить перестройку так быстро. О великолепии нового кинотеатра вскоре узнали все жители столицы, ведь его можно было оценить, даже не заходя внутрь: «Очень бросается в глаза залитый светом, украшенный различными электрическими изображениями (смех, сатира) и красивой колоннадой.
В 1920 году кинотеатр переименовали в «Октябрь».
Главный вход в кинотеатр "Parisiana". Фото 1915 г.
После революции 1917 года дом практически без изменений простоял до конца века. К 1990-м годам в здании по-прежнему находился кинотеатр (после революции получивший название «Октябрь»), который составлял одно целое с жилым домом, который в основном состоял из коммунальных квартир.
В 1923-1925 годах здесь располагалось управление «Севзапкино», впоследствии «Ленфильм», секретарем научно-художественного совета был будущий кинорежиссер Фридрих Маркович Эрмлер (настоящие имя и фамилия — Владимир Маркович Бреслав) (1898-1967).
В годы блокады кинотеатр не прекращал работу. Единственный перерыв был сделан в январе 1942 года из-за отсутствия электроэнергии.
В 1945 году кинотеатр был капитально отремонтирован, в 1962 году реконструирован для показа широкоэкранных фильмов. Количество мест в зрительном зале было увеличено до 818. В выставочном фойе расположено живописное панно с изображением революционных мест в Петрограде-Ленинграде; установлена мемориальная доска в память о работниках кинотеатра, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Кинотеатр «Октябрь» 1935 г.