vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Московское метро в годы войны


Раздача молочных продуктов на станции

Московское метро в годы войны: Во время авианалетов здесь рожали, слушали лекции и смотрели кино




Когда летом 1941-го над Москвой впервые загрохотали вражеские самолеты, для жителей столицы началась совсем другая жизнь. Но очень скоро люди привыкли к словосочетанию «воздушная тревога» и метро стало для многих вторым домом. Здесь показывали кино, работали библиотеки и творческие кружки для детей. А вместе тем метростроевцы продолжали прокладывать новые тоннели и готовились к химической атаке. Такой была подземка в начале 1940-х...




Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 г. /Фото: Маргарет Бурк-Уайт

Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 г. /Фото: Маргарет Бурк-Уайт



Первые авианалеты



В принципе, к началу войны метрополитен был подготовлен к тому, чтобы принять население, и уже в первые налеты многие платформы и тоннели заработали как бомбоубежища. Во время первого налета, в ночь на 22.07, в подземке укрылись полмиллиона москвичей.

Однако, конечно же, поначалу не обошлось без ЧП. Где-то станцию открыли не вовремя, где-то люди не смогли получить информацию о входах в убежище. А в районе «Арбатской» после сброса фугасной бомбы население в панике побежало на станцию, люди стали падать, и в результате 46 человек на лестнице оказались задавлены насмерть.


Такой была схема метро к началу войны. (Дата составления - март 1940 года). /Фото:nastroy.info

Такой была схема метро к началу войны. (Дата составления - март 1940 года). /Фото:nastroy.info



Но в последующие дни удалось быстро переоборудовать тоннели метро третьей очереди под бомбоубежища и сделать входы. Рабочие трудились по 2-3 смены подряд. На улицах появились информационные указатели, сотни метростроевцев следили за порядком и информировали прохожих.


В первый день во время авианалета метрополитен принял полмиллиона горожан. /Фото: moscovery.com

В первый день во время авианалета метрополитен принял полмиллиона горожан. /Фото: moscovery.com



Поначалу люди жаловались на жуткую духоту. Пришлось усилить вентиляцию и организовать постоянную подачу в строящиеся тоннели сжатого воздуха, а также бесперебойно откачивать воду. На всякий случай было предусмотрено резервное электропитание и освещение. А к сентябрю были разработаны специальные правила пользования метро как бомбоубежищем.


Станция метро во время воздушной тревоги. /Фото:fotostrana.ru

Станция метро во время воздушной тревоги. /Фото:fotostrana.ru



Метро хотели уничтожить



Октябрь и ноябрь 1941-го стали для Москвы самыми тяжелыми: очень велика была опасность того, что враг войдет в город. В районе Можайской оборонительной линии положение было настолько неблагополучным, что 15 октября ГК Обороны издал постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», подписанное Сталиным. Там упоминалось, что в случае появления врага у ворот Москвы НКВД должно было «произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию)».

Метро тут же закрыли и стали готовить к возможному уничтожению. Ночью начались предварительные работы, и утром 16-го метрополитен не открылся для пассажиров. Однако уже вечером решение об уничтожении подземки было отменено.

Подземка в ноябре 1941-го



Приближалась важная для советских людей дата – 7 ноября, и было решено, вопреки тяжелому положению, отметить ее в Москве максимально торжественно. Накануне парада станция метро «Маяковская» превратилась в шикарный зал. Здесь провели заседание Моссовета и концерт. Присутствовавший на этом действе начальник объекта позже вспоминал, что его станция в тот день имела вид театра: были установлены сцена с микрофоном и репродукторами, зрительские места и, помимо обычного освещения, горели яркие прожектора. На одном из путей стоял поезд, оборудованный под буфет.

Сталин приехал на «Маяковскую» в электропоезде. Когда он прошел на сцену и начал доклад, многие зрители, уже не первый месяц удрученные тревожными вестями с фронта, смотрели на него, не отрываясь, и стояла гробовая тишина, ну а когда он закончил свою оптимистичную речь, начались бурные овации. Впрочем, многие из зрителей заметили, что вождь сильно похудел...


Выступление Сталина в метро 6 ноября 1941 года./Фото: fotocdn.net

Выступление Сталина в метро 6 ноября 1941 года./Фото: fotocdn.net



К этому времени москвичи уже привыкли к авианалетам. Согласно официальной статистике, в ноябре во время воздушных тревог в метро укрывалось до 30 тысяч человек вместо предполагаемых 350 тысяч. Городские власти были очень обеспокоены тем, что многие москвичи гибли по причине своей беспечности: услышав сигнал воздушной тревоги, они оставались дома. В некоторые дни случалось по 5-6 воздушных тревог, и люди просто устали бояться. Более того, в очередях за продуктами у женщин было негласное правило: если во время авианалета кто-то покидал очередь и возвращался после того, как угроза стихала, «беглеца» обратно не пускали. Считалось, что человек струсил и не проявил солидарности с оставшимися.

Между тем на тот момент метрополитен мог принять одновременно до 2 млн. человек, и населению постоянно твердили о необходимости уходить в метро на всю ночь.

Ночной подземный город



Движение в метро прекращалось с 22.00 до 8.00, и все это время станции работали в режиме бомбоубежищ. Еще с первых недель войны для спуска людей в тоннели были сделаны удобные лестницы. В подземке поставили тысячи деревянных настилов, а также одноярусных и двухъярусных нар.


На станциях метро висели газеты, в которых писали не только о достижениях, но и публиковали критику. /Фото:rg.ru

На станциях метро висели газеты, в которых писали не только о достижениях, но и публиковали критику. /Фото:rg.ru



В самом метро и возле станций работали медпункты и изоляторы для больных. Под землей были открыты детские комнаты, где с ребятами играли и проводили занятия, а также помещения для молодых мам с малышами, в которых стояли детские кроватки. Конечно же, были в подземке и туалеты.

В метро работали библиотеки, периодически шли концерты и кинопоказы, здесь же москвичам предлагали газеты и журналы. И, конечно же, в подземке постоянно проходили политические лекции.


Бибилиотека в метро. /Фото:pastvu.com

Бибилиотека в метро. /Фото:pastvu.com



Поскольку не исключалась опасность применения немцами химического оружия, тоннели переделали и под газоубежища. Рабочие установили специальные газонепроницаемые перемычки и герметические двери, а также вентиляторы, которые должны были очищать зараженный воздух. К счастью, эти меры так и не пригодились.


Во время воздушной тревоги... /Фото:userapi.com

Во время воздушной тревоги... /Фото:userapi.com



Согласно статистике, в 1941 году в метро укрывалось в общей сложности 13,9 млн. граждан, в 1942-м — 303 тысячи. Во время воздушных тревог в метро родились более 200 детей. За медицинской помощью в течение первого года войны обратились 70 тысяч человек. Причем в первый месяц авианалетов почти половина всех жалоб была связана с нервными расстройствами.

Новые станции



Несмотря на то, что метрополитен на время превратился в самый настоящий подземный город, работы по строительству новых станций и прокладке тоннелей продолжались.

В начале войны третья очередь метро была уже закончена, но запустить движение метростроевцы не могли, поскольку не имели эскалаторов. Дело в том, что их производили на ленинградских заводах, а те на тот момент были эвакуированы и еще не начали работу на новых местах. В итоге было решено выпускать их на московских заводах. Столичные рабочие быстро освоили новое дело и взялись за работу с таким энтузиазмом, что за год выпустили вдвое больше лент, чем до войны производили ленинградцы. Позже в московском районе Перово даже открыли эскалаторный завод.


3-й секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская» в 1944 году. /Фото: moscowchronology.ru

3-й секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская» в 1944 году. /Фото: moscowchronology.ru



В 1943-м метростроевцы запустили участок пути от «Площади Свердлова» (современная «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (в 1956-м ее переименовали в «Автозаводскую»). В том же году были открыты «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в начале 1944-го пустили движение от «Курской» до «Измайловского парка» (теперь – «Партизанская»).


Схема метро в 1945 году. /Фото:rgantd.ru

Схема метро в 1945 году. /Фото:rgantd.ru




Метро «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская») сразу после открытия. /Фото:pastvu.com

Метро «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская») сразу после открытия. /Фото:pastvu.com



Источник


Tags: Москва, метро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments