vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

По ком молчал колокол: 7 крупных катастроф в СССР, которые не получили огласки

О катастрофах в СССР старались не говорить.




Многие события, происходившие в Советском Союзе, не подлежали широкой огласке. Для западных СМИ рисовалась картина почти идеального общественно-политического устройства в отдельно взятой стране. Однако время от времени случались такие катастрофы, которые полностью скрыть было просто невозможно. Но и в этом случае информация преподносилась весьма дозированно, а масштабы последствий откровенно приуменьшались.


Кыштымская авария





Зона отчуждения. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru

Зона отчуждения. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru





Взрыв радиоактивных отходов произошёл в 1957 году на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (ныне Озёрск), а масштабы произошедшей трагедии были поистине устрашающи.

Взрыв ёмкости объёмом 30 метров кубических произошёл после поломки системы охлаждения, взрыв поднял на высоту около двух километров радиоактивное облако, после чего вещества, находящиеся в нём, выпали на расстоянии около 350 километров от места аварии. Радиоактивные вещества, попавшие в атмосферу, исчислялись 20 миллионами кюри. Загрязненной оказалась территория в 23 тысячи километров, на которых проживали более 270 тысяч человек. Ликвидировали аварию сотни тысяч военных. В ходе ликвидации были отселены 23 деревни, все имущество и домашние животные были уничтожены вместе с урожаем.




29 сентября 1957 года на химкомбинате в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла первая в СССР радиоактивная авария. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru

29 сентября 1957 года на химкомбинате в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла первая в СССР радиоактивная авария. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru





Впоследствии катастрофа получила название Кыштымской аварии, а зараженная территория стала называться «Восточно-Уральский радиоактивный след». Название закрытого города Челябинск-40 было запрещено упоминать даже в переписке ещё до трагедии.


Катастрофа Неделина, 1960 год





Вид на пусковую площадку № 41 после катастрофы. В центре стартовый стол, заполненный бесформенной грудой искорёженного и обгорелого металла, левее и правее него — обгоревший установщик. / Фото: www.warspot.ru

Вид на пусковую площадку № 41 после катастрофы. В центре стартовый стол, заполненный бесформенной грудой искорёженного и обгорелого металла, левее и правее него — обгоревший установщик. / Фото: www.warspot.ru





Информация об этой трагедии была обнародована в СМИ почти через 30 лет после произошедшего, в 1989 году. Попытка успеть запустить ракету ко Дню Октябрьской революции, пренебрегая техникой безопасности и качеством подготовки аппарата, закончилась трагедией.

24 октября произошел самопроизвольный запуск одного из двигателей межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. В результате разрушения баков возник масштабный пожар. Чисто погибших согласно официальной информации, достигло 78 человек, однако неофициальные данные называют цифру в 126 погибших. В числе погибших были конструктора и командующий ракетными войсками маршал М.И. Неделин, имя которого и дали катастрофе на Западе.

Столкновение пассажирских самолётов над Днепродзержинском, 1979 год





11 августа 1979 года. Обломки ТУ-134А. / Фото: www.aviaforum.ru

11 августа 1979 года. Обломки ТУ-134А. / Фото: www.aviaforum.ru





Одна из крупнейших авиакатастроф произошла 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (сегодня Каменское). В результате ошибки авиадиспетчеров на высоте в 8400 метров столкнулись два самолёта ТУ-134, совершавших рейсы 7628 Челябинск - Кишинёв и 7880 Ташкент – Минск. Погибли 178 человек, все пассажиры и члены экипажа, в том числе узбекская футбольная команда «Пахтакор».




Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. / Фото: www.1923.dm

Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. / Фото: www.1923.dm





Именно из-за гибели футбольной команды полностью замолчать катастрофу не удалось, была размещена короткая заметка о гибели футболистов в газете «Советский спорт», а вот на западе история получила большую огласку.



Авиакатастрофа в Пушкине, 1981 год





В авиакатастрофе в Пушкино погибло всё командование Тихоокеанского военно-морского флота СССР. / Фото: www.google.com

В авиакатастрофе в Пушкино погибло всё командование Тихоокеанского военно-морского флота СССР. / Фото: www.google.com





В результате крушения самолёта ТУ-104 по причине перегрузки борта и ошибки экипажа, погибло всё командование Тихоокеанского военно-морского флота страны. Все они направлялись домой после командно-штабных плановых учений. 50 человек, в том числе 4 члена экипажа погибли через 8 секунд после взлёта. Сразу после крушения только один человек оставался жив, но и он скончался в машине «Скорой помощи».

После катастрофы был размещён единственный коротенький некролог в газете «Красная звезда». Полностью скрыть трагедию было попросту невозможно, но родственники погибших получили официальное извещение об их гибели только в 1997 году.



Массовая давка в «Лужниках», 1982 год





20 октября 1982 года в России на стадионе Лужники в давке погибли 66 болельщиков. / Фото: www.vnssr.my1.ru

20 октября 1982 года в России на стадионе Лужники в давке погибли 66 болельщиков. / Фото: www.vnssr.my1.ru





В течение семи лет об этой трагедии не было никаких сведений. Во время матча «Спартак Москва» (СССР) и «Хаарлем» (Нидерланды) 20 октября произошла массовая давка, в которой погибли 66 человек - болельщиков советской команды. По факту происшествия была опубликована небольшая заметка в газете «Вечерняя Москва». Точное число жертв было обнародовано лишь через семь лет.




Информация о происшествии в газете «Вечерняя Москва». / Фото: www.livejournal.com

Информация о происшествии в газете «Вечерняя Москва». / Фото: www.livejournal.com





Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом, 1983 год





Теплоход «Александр Суворов» после аварии. / Фото: www.cruiseinform.ru

Теплоход «Александр Суворов» после аварии. / Фото: www.cruiseinform.ru





5 июня 1983 года произошла одна из самых крупных аварий в истории отечественного судоходства. В результате неправильно выбранного пролёта прохождения Ульяновского моста через Волгу (штурман прошел под шестым пролётом вместо третьего) была снесена верхняя часть теплохода «Александр Суворов». Именно там были расположены кинозал для пассажиров, в котором в то время шла демонстрация фильма, рубка и дымовые трубы.




Фрагмент моста после аварии. / Фото: www.pokazuha.ru

Фрагмент моста после аварии. / Фото: www.pokazuha.ru





Называется лишь приблизительное количество погибших в момент аварии – 176 человек. Точное число определить не представлялось возможным, так как на борту находились, помимо пассажиров и команды, многочисленные родственники и просто знакомые членов экипажа.

Ситуация осложнилась и тем, что в момент столкновения по мосту проходил грузовой состав, и часть груза с перевернувшихся вагонов обрушилась на палубу теплохода.

Железнодорожная катастрофа под Уфой, 1989 год





Трагедия произошла ночью 4 июня 1989 года. / Фото: www.nabliudatel.org

Трагедия произошла ночью 4 июня 1989 года. / Фото: www.nabliudatel.org





За 40 минут до прохождения по участку Аша - Улу-Теляк двух поездов, следующих по маршруту Новосибирск - Адлер и Адлер – Новосибирск, на участке трубопровода Сибирь - Урал – Поволжье началась утечка газа. В момент встречи двух поездов газовая смесь взорвалась от искры неизвестного происхождения. Взрывная волна повредила остекление в городе, находящемся в 10 километрах от места аварии. Погибло в катастрофе порядка 600 человек, из них 181 ребёнок.






Скачать видео




Сегодня многим истинность достижений Советского Союза кажется спорной, учитывая, какой ценой за эти достижения пришлось заплатить, но невозможно отрицать и тот факт, что эпоха СССР стала временем глобальных перемен во всех отраслях жизни страны. Достижениями великой страны было принято гордиться, а о трагедиях и неудачах гражданам предпочитали не говорить.
Источник



Tags: жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments