vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова

Сергей Васильевич Челноков был фотографом-любителем и происходил из видной купеческой семьи, члены которой

входили в Попечительский совет Третьяковской галереи.

Одной из главных тем фотографий была Москва:

повседневные уличные сценки, происшествия, культурные

мероприятия. Сегодня прогуляемся по городу 1900-1914 годов и

посмотрим на него глазами Челнокова.


Сергей Васильевич Челноков был фотографом-любителем и

происходил из видной купеческой семьи, члены которой

входили в Попечительский совет Третьяковской галереи.

Одной из главных тем фотографий была Москва:

повседневные уличные сценки, происшествия, культурные

мероприятия. Сегодня прогуляемся по городу 1900-1914 годов и

посмотрим на него глазами Челнокова.



После революции Сергей Челноков был вынужден

эмигрировать за границу. Он умер в Дании, и его архив - 1500

стеклянных диапозитивов и негативов (в основном

стереопары), а также цветные диапозитивы в технике

"автохром" до недавнего времени оставались

невостребованными.



Его брат Михаил Васильевич был известным в древней

столице человеком, занимался предпринимательством и

политикой, входил в состав Временного правительства.

Кремлёвская набережная. За спиной фотографа, на

Москворецкой улице, был расположен рынок, этим, по всей

видимости, объясняется скопление народа. На заднем плане, с

левой стороны, виднеется храм Христа Спасителя.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото
Красная площадь. Пристройки по

сторонам Спасской башни - это часовни Великого Совета

Ангела и Великого Совета Откровения, снесенные в 1925 году.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото

Вид со Спасской башни в сторону Замоскворечья. С левой

стороны от фотографа - храм Василия Блаженного, не попавший в кадр.

Виден Васильевский спуск и Софийская набережная. 1911-1914 год.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Кремлёвская стена, направление съемки - северо-восток, вдали

виднеется Большой Москворецкий мост.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Кутафья башня



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Часовой у памятника Александру II, расположенного в Кремле,

на Кремлевском холме. Памятник до наших дней не сохранился,

большевики убрали его в 1918 году.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




По Театральной площади конвоируют заключенных, 1900-1902

год.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




А это 1908 год, рабочие прокладывают пути для трамвая. На

переднем плане - часть большого овощного рынка,

располагавшегося на Воскресенской площади (ныне площадь

Революции).



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




2 мая 1914 года. Горит Малый театр, а зеваки наблюдают.

Обратите внимание, как аккуратно уложены трамвайные пути

и брусчатка.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




На Театральном проезде даже пробка образовалась.





Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото





Важное событие из жизни города: в 1908 году произошло

сильнейшее наводнение.

Вода поднялась до 9 метров. Фотография сделана с Большого

Каменного моста, который в 1938 году был перестроен ниже по

течению реки.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Никольский мост (сейчас на его месте Крымский) и

Пречистенская набережная



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Якиманка, переправа на лодке



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Швивая горка.



Расположена на левобережье реки Яузы в пределах бровки и склона высокой (до 145 м) третьей надпойменной террасы. Поднимается от Яузы к Таганской площади.



На плане Москвы 1739 года обозначена «улица на Вшивой горке», хотя до этого звалась Швивой. Но произносить такое было лексически трудно, поэтому постепенно стало укореняться название Вшивая. В конце XVIII века на официальном плане Москвы этого названия нет, но в народе Вшивой горкой называли холм в Заяузье у Яузского моста. В середине XIX века на плане уже есть Вшивогородская улица и Вшивогородский переулок, на позднейших планах называемые Прохоровской улицей и Курносовым переулком. В конце XIX веке Вшивой горкой жители называли Верхнюю Николо-Болвановскую улицу, до того звавшуюся Яузской.



В 1919 году улица Швивая горка включена в Гончарную улицу.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото







Страстная площадь и не существующий ныне Страстной

монастырь.



Замечательный московский монастырь, освященный во

имя Страстной иконы Божией Матери и варварски

уничтоженный большевиками,  стоял до революции на

Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром

«Россия». Его колокольня была точно на том месте, где

ныне стоит памятник Пушкину.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Тверская застава, 1908-1914 годы. Уже вовсю ходит

трамвай.



Название площади возникло после 1742 года в связи со
строительством Камер - Коллежского вала и созданием
на этом месте заставы.


С 1834 года площадь также иногда называлась
площадью Новых Триумфальных ворот по стоявшей на
ней Триумфальной арки. Это название бытовало
одновременно со старым.


В 1932 году площадь получила название площадь

Белорусского вокзала, а в 1990 году ей возвращено

первоначальное название.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Капитальная реконструкция площади Тверской Заставы
была проведена в 1936 году.


Триумфальные ворота разобрали. Поначалу
планировалось их восстановление на прежнем месте, но
сделано это не было. Они были воссозданы в 1968 году
на Поклонной горе.






Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Каток на Патриарших, 1900 год



До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Сегодня от Козьего болота остались лишь названия переулков – Малый и Большой Козихинский. Это живописное место и выбрал в качестве своей резиденции патриарх Гермоген. Патриаршая слобода стала одной из самых богатых в городе. Она существенно разрослась, были возведены три церкви, увеличилось количество жилых построек. А в 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола.




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Арбат. Замена путей конки на электрический трамвай, 1908 год



Первое упоминание об Арбате
относится к 1493 году. В летописях описан страшный
пожар в церкви, случившийся от оставленной на ночь
свечи в Храме Николы на Песках.


В XVI-XVI веке по Арбату пролегала дорога на
Смоленск. Движение по улице стало интенсивнее с 1522
года, когда Смоленск вернули в лоно Великой Руси. Это
событие способствовало увеличению торговли между
этим городом и Москвой.


По улице уходили на защиту западных рубежей русские
войны. Но не стоит забывать, что по ней же двигались и
враги, намеревавшиеся захватить Московский Кремль.
Именно для отражения этих набегов, на Арбате были
расположены в XVI веке стрелецкие полки в начале и в
конце улицы. В XVII веке расположили еще один, но
уже в середине Арбата.


Кроме стрельцов, улицу и рядом располагавшиеся
переулки заселяли и ремесленники. В Плотников
переулке проживали плотники. Серебряных дел мастера
обжили Серебряный переулок. Работники Денежного
двора расположились в Денежном переулке.


Начиная со второй половины XVIII века, Арбат
становится местом проживания московской знати, и из
района  простолюдинов переходит в статус
«дворянского гнезда».



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Открытие памятника Гоголю, 1909 год




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Ажиотаж публики. Памятник вызвал в обществе большой

резонанс, отношение к нему было противоречивое: "Первое

впечатление этой почти страшной фигуры, прислонившейся к

грубой глыбе камня, точно ударило. Большинство ждало

образа, к которому привыкло… И вместо этого явно

трагическая, мрачная фигура; голова, втянутая в плечи,

огромный, почти безобразящий лицо нос и взгляд – тяжёлый,

угрюмый, выдающий нечеловеческую скорбь… В сумерках и

лунной ночью он будет прямо страшен, этот бронзовый

великан на Арбатской площади, замерзший в позе вечной думы."




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Новоспасский монастырь




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Зацепа. Женские подготовительные курсы ОРКОУЖ (Общество

распространения коммерческого образования среди женщин).

1905-1912 годы




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




1914 год, на Калужской площади обвалилось здание из-за

прорыва водопровода: "В ночь на 26 января на Калужской

площади прорвалась магистральная труба водопровода. Вода

громадным потоком вырвалась наружу и понеслась по

направлению к Москва-реке, все затопляя на своем пути,

размывая мостовые, пути трамвая, опрокидывая фонари и

трамвайные столбы. Много бед натворила разбушевавшаяся

стихия, пока не закрыли водопровод и не справились с ней.

Между прочим, вырвавшаяся из трубы вода подмыла

фундамент и обрушила стены углового дома, выходящего на

Крымский вал."




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




19 марта 1909 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко

возлагают венок на могилу Гоголя на кладбище Данилова

монастыря




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Колка льда у Трёхгорной мануфактуры. Существовала даже

такая профессия - “ледокол”.




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Пресненская застава. Уличный обыск




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Московский ипподром, трибуны скакового поля, 1910 год




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото


Зрители наблюдают за показательным полетом летчика Сергея Уточкина на биплане "Фарман". Он ездил с турне по всей России, а так описывает его полет 10 мая 1910 года газеты "Русское слово": "Сегодняшние полеты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но ещё больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полета на высоту 200 метр., как обещала программа, начались со свободного полета. … Далее авиатор совершил фигурный полет. Он описал восьмерки, демонстрировал в воздухе подъёмы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полетом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 м. 1 с."







Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Зоологический сад на Пресне. Там были также страусы, львы, зайцы, маралы, косули и прочие животные.




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото


Яуза. У моста на Осташковской дороге.




Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото






Источник: http://fishki.net/1442073-moskva-1900-1914-godov-v-fotografijah-sergeja-chelnokova.html © Fishki.net

дневник [user=ilyaevteev]

Tags: Москва, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments