vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Дом М. И. Лопатина ( Дом товарищества "Григорий Бененсон"). Невский пр., 100

К первой половине XIX века на участке дома №100 по Невскому проспекту стояло двухэтажное здание с открытой торговой аркадой первого этажа.





Архитекторы, годы постройки: 1866-1867

В 1866-1867 годах здесь был построен четырёхэтажный дом для купца 1-й гильдии М. И. Лопатина. Проект здания составил архитектор М. А. Макаров, построивший и соседние дома №98, 96/1. Дом №100 - одна из первых работ Макарова. Первоначально фасад дома №100 имел более насыщенный лепной декор, что свойственно зодчему М. А. Макарову. Утрачен также и мателлический навес перед входом в здание.

Фото 1902 г. : Невский пр., д.100 ("Невский проспект". Т.2. Сост. И.Божерянов. - СПб., 1902)
В 1895-1907 годах здесь жил юрист, адвокат, государственный и общественный деятель А. Ф. Кони. В эти годы он уволился с должности обер-прокурорра Сената и оставил судебную деятельность. Кони занялся преподаванием и литературной работой. В 1907 году он был назначен членом Государственонго совета.

В квартире у Кони гостили Л. Н. Толстой (в 1897 году), А. М. Горький (в 1899 году). Часто здесь бывал И. Е. Репин, написавший портрет знаменитого юриста. Отсюда Кони переехал на свой последний петербургский адрес - ул. Маяковского, 3 (этот же квартал).

Анатолий Фёдорович Кони
Анатолий Фёдорович Кони (28 января (9 февраля) 1844 года, Санкт-Петербург — 17 сентября 1927 года, Ленинград) — российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907—1917). Почётный академик Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности (1900), доктор уголовного права Харьковского университета (1890), профессор Петроградского университета (1918—1922).
В 1878 году суд присяжных под председательством А. Ф. Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Руководил расследованием многих уголовных дел, например, делом о крушении императорского поезда, о гибели летом 1894 года парохода «Владимир» и других.


Вера Ивановна Засулич.  1849-1919
В июле 1877 года петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов отдал приказ о порке политического заключенного народника А. С. Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку. Приказ Ф. Ф. Трепова о сечении розгами был нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 года и вызвал широкое возмущение в российском обществе.
5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но на суде снискала симпатии присяжных заседателей. И хотя по закону за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет тюремного заключения, суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. Обвинение поддерживал прокурор К. И. Кессель, который ранее проводил расследование по делу о Тилигульской катастрофе. На оправдательный вердикт присяжных повлияла и позиция председателя суда А. Ф. Кони и защитника П. А. Александрова.


В начале XX века участком владела жена полковника О. Н. Меранвиль де Сент-Клер.

В 1907 году он был арендован Г. П. Полетылло, для которого во дворе архитектором Л. Л. Фуфаевским было построено здание круглой панорамы "Голгофа" (художественная панорама «Страдание Христа»)
.

Панорама "Голгофа"




В 1910 году это строение переделали для скейтинг-ринга, где катались на роликовых коньках.

Популярные в Европе «Скейтинг-ринги» в начале 1910-х гг. стали массовым спортивным увлечением многих петербуржцев. Было построено несколько скейтинг-рингов в разных частях города. На ролики встала не только молодежь, но и вполне солидные люди.

Валентин Катаев в автобиографической книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» вспоминал: "В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка, - о которых мы до сих пор не имели понятия.<…> Но это оказалась не только детская забава. Почти одновременно с детьми ею завладели взрослые господа и дамы, превратившие катание на роликовых коньках в некое вечернее, даже ночное развлечение вроде кафешантана. Появилось новое, самое модное слово «скетинг-ринг», в понимании нашем, мальчиков и девочек, звучавшее как-то даже не совсем прилично, даже порочно. <...> Скетинг-ринг представлял собою асфальтовый каток в специальном закрытом помещении, у входа в который вечером зажигались гелиотроповые электрические фонари и на жаркую улицу вылетали зазывающие звуки матчиша <...> [Внутри] вокруг асфальтовой площадки, за деревянными барьерами с бархатным валиком, возвышались столики, покрытые крахмальными скатертями, возле которых на специальных подставках блестели запотевшие серебряные ведра с битым льдом, откуда выглядывали золотые горлышки шампанского «редерер»..."


Неизвестный фотограф, Группа посетителей в буфете Скэтинг-ринга (Невский проспект, 100). 1911-1912 годы.




Тогда же во дворе открылся ресторан "Летучая мышь", который в годы НЭПа был игорным домом.

В 1913 году скейтинг-ринг был переоборудован под кинематограф с первым в Петербурге круглым залом. К этому времени участок дома №100 по Невскому проспекту принадлежал торговому обществу "Григорий Бененсон".

Бененсон Григорий Иосифович - предприниматель, купец 1-ой гильдии.1860-?


Бененсон Г.И. - купец 1 гильдии. Директор-распорядитель торгово-промышленного товарищества "Григорий Бененсон" (торговля лесом, керосином, сахаром), товарищ председателя правления Общества Николо-Павдинского горного округа.
Член правления Русско-Английского коммерческого банка. Член правления  Сысертского Горного Округа.


Объявление о продаже имущества Бененсона Г.И. Газета "Каспий", 1902 г., №252.



Имел в собственности дом по Невскому пр. 98 - 100.
Первый этаж этого особняка занимал торговый дом "Григорий Бененсон".В нижнем этаже располагалась панорама "Голгофа", открытая в 1907г.Через пять лет товарищество «Григорий Бененсон» устроило в круглом дворовом здании кинематограф, который тогда именовался «Люкс». Чудо кинематографа вызвало при своем появлении на свет волну восторгов, сеансы охотно посещались публикой.




С 1914 года до революции в помещении кинематографа работал театр-фарс Валентины Лин.
                                                                                                                                                                                                                                    .
Валентина Феликсовна Лин (Клейнганс) (1880-1933) - актриса музыкальной эстрады, оперетты и фарса. В 1914 году сменила австрийское подданство на российское. Получила известность в начале 1900-х годов как исполнительница шансонеток в театре-варьете Ш. Омона. В 1905-1909 годах - В. Лин актриса «Невского фарса» В. Казанского. В 1915-1917 годах, покинув «Невский фарс», В. Лин возглавляла основанный ею в помещении кинематографа «Галант» «Новый театр Валентины Лин».Здесь она насаждала жанры миниатюр, мини-фарса и т. п., в дивертисментах исполняла «песенки Лин».



Рядом выступали цыганские певицы, куплетисты, рассказчики, в их числе С. Сокольский, ставший мужем Валентины Феликсовны. В октябре 1917 года, за неделю до Октябрьской революции , помещение «Нового театра Валентины Лин» было реквизировано для военных нужд. Вскоре В. Лин покинула страну, уехала в Берлин, где выступала на эстраде и в оперетте.

                                                                                                                                                                                                                    .
В 1920 году здесь разместилось Петроградское общество любителей бега на коньках, переехавшее из Юсуповского сада.

1935 г.


В 1930 году кинотеатр переименовали в "Колизей".




Его реконструкция проходила в 1950-х годах (архитектор К. Л. Иогансен) и в 1976-1978 годах (архитекторы Д. А. Соломин, В. А. Лукьянов, инженер А. П. Аспидов). Здание было расширено, зал превращён в амфитеатр, установлен широкоформатный экран.




Очередной ремонт кинотеатра "Колизей" был завершён в 2001 году.


Невский пр., д. 100. Дворовый корпус, Панорама «Голгофа», 1907, 13, арх. Л.Л. Фуфаевский, (ныне Кинотеатр «Колизей»).
Общий вид. Фото май 2014 г


Невский пр., д. 100. Дворовый корпус, Панорама "Голгофа" (ныне Кинотеатр "Колизей").
Общий вид со стороны технических зданий. Фото май 2014 г.


Первый этаж дома №100 занимают магазины, другие этажи - офисы бизнес-центра "Невский 100".
В 2011 году кинотеатр "Колизей" был закрыт, так как не выдержал конкуренции с открывшимся в центре Петербурга кинозалом-мультиплексом с большим количеством залов. Перестроить имеющееся здесь здание было невозможно из-за его исторического статуса.




















Tags: Петербург, доходный дом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments