vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Летняя прогулка по ВДНХ

Оригинал взят у danatapochkina в Летняя прогулка по ВДНХ
ВДНХ, или ВВЦ по современному, представляется мне неким странным местом - все там были, все его знают, даже почти все гости столицы непременно бывают там, но о нём почти не говорят. Если говорят, то, как правило, это разговоры о событиях: побывал на выставке, сходили в музей, в магазин, покатались на роликах, посидели в кафе и т.д. Говорить о его истории не принято, обсуждать сам комплекс тоже. Почти как о покойнике - либо хорошо, либо ничего.
И это неудивительно. У меня ВДНХ вызывает двоякое чувство, которое трудно описать.
А между тем с комплексом связаны интересные истории.

Монументальный памятник советской эпохи появился в 1939 году, когда страна готовилась к Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке. «Главная выставка страны», на которую должно было съехаться более 3,5 миллионов советских ударников, требовала не менее грандиозного сооружения. В итоге возвели целый выставочный городок площадью 136 гектаров, усеянный 250 павильонами, парками, прудами, фонтанами, удивительным кафе в ВДНХ. Так родился комплекс ВДНХ, ныне ВВЦ.
Выставочный комплекс сформировался на периферии города. В течение 5 лет вытесняли локальный цыганский табор и зачищали естественную среду: вырубали лес, заливали болота бетоном. И вскоре на том же месте зацвели пальмы, запели заморские птицы. Комплекс получился гигантским, за что и был прозван «государством в государстве». Легенда гласит, будто к выставочному центру даже была подведена дополнительная ветка метро «Бескудниковская», предназначенная только для транспортировки экспонатов.
Изначально стояла задача в кратчайшие сроки построить павильоны и похвастаться перед зарубежными гостями, поэтому план освоения ВСХВ выполнялся стихийно: на видовой и сортовой состав растений скоро перестали обращать внимание - высаживали все подряд, лишь бы быстро росло. Из тропического оазиса комплекс превратился в непроходимый лес.
Но стоило расчистить аллеи и павильоны от кустов и деревьев, как открылась самая главная тайна и загадка ВСХВ. Планировка комплекса - мистический символ, оставленный в наследство главным архитектором проекта Вячеславом Константиновичем Олторжевским. Указ о «масштабном» проекте зодчий воспринял буквально и задумал соорудить центр Вселенной. И надо сказать, идея удалась. На генеральном плане первоначальной ВСХВ явно проглядывает православный крест. Самый центр креста - площадь Механизации, она же солнечная система в миниатюре, вокруг которой сосредоточены девять планет - выставочных павильонов. Архитектор продумал все до мелочей: павильоны точь-в-точь напоминают Сатурн с кольцами или Землю с Луной. Символизировать Солнце должен был памятник Ленину.
«Солнечную систему» Олторжевский заключил в восьмиугольник, в христианской вере символизирующий обретение райского блаженства. Такую ортодоксальную аналогию, к сожалению, уловили и в вышестоящих инстанциях, поэтому главного архитектора сослали в лагерь за Полярный круг, не дав завершить проект. Избавившись от религиозного фанатика, Оргкомитет бросился в другую крайность. Новым главным архитектором ВСХВ назначили воинственного атеиста, подрывника храма Христа Спасителя Лазаря Кагановича.
Но примечательно, что «заклинание», которое Олторжевский все же успел наложить на ВДНХ, сделало свое дело. Так, во время Великой Отечественной Войны на территорию комплекса не упала ни одна бомба!

ВДНХ - это некий живой организм, живущий отдельной от города собственной жизнью, даже пуповины, связывающей его с остальным миром, не ощущается.
И все же, невзирая на все противоречия, мне нравится там гулять. Причём, нравится правая часть, левую, занятую по большей части павильонами брежневской эпохи, я очень стараюсь не замечать.
Мне нравятся просторы, нравятся лёгкие и светлые «сталинские» павильоны. Даже сейчас, когда пол ВДНХ перерыли, так же, как и пол Москвы, наверное, подобно магистру Джарви из к/ф «31 июня» ищут философский камень.

1.DSC03579.jpg

2.DSC03580.jpg

3.DSC03581.jpg

Особенной любовью у меня всегда пользовался павильон «Культура». Меня всегда восхищала его ажурная лёгкость. И, даже в те времена, когда ВДНХ был большим рынком, я любила заходить в этот павильон. Там можно было полюбоваться изделиями кустарей, авторской одеждой, необычными, нестандартными сувенирами и украшениями.
Сейчас он закрыт. Интересно, что же там теперь сделают внутри? К сожалению, ничего хорошего я не ожидаю, кроме надуманного и неживого «глянца», житейский опыт подсказывает.

4.DSC03586.jpg

5.DSC03591.jpg

6.DSC03593.jpg

7.DSC03595.jpg

Это уже другие павильоны:

8.DSC03598.jpg

9.DSC03600.jpg

10.DSC03605.jpg

Даже страшно читать плакаты:

11.DSC03609.jpg

Сегодня в моде креатив, всё должно быть необычным, чем необычней, тем лучше, даже ларьки с мороженным должны удивлять. Впрочем, иногда кое-что довольно любопытно получается.
Где-то я уже что-то подобное видела:

12.DSC03602.jpg



При написании поста использованы материалы:
http://billionnews.ru/arhi/4093-interesnye-fatky-o-vdnh.html
     
Tags: Москва, парки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments