vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

К. Брюллов. Последний день Помпеи, 1833 | Фото: arts-dnevnik.ru

1939 лет назад, 24 августа 79 г. нашей эры произошло самое сокрушительное извержение вулкана Везувий, в результате которого были уничтожены города Геркуланум, Стабия и Помпеи. Это событие не раз становилось сюжетом произведений искусства, и самым известным из них является «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Однако немногие знают о том, что на этой картине художник изобразил не только самого себя, но и ту женщину, с которой его связывали романтические отношения, в четырех образах.  @





К. Брюллов. Автопортрет, ок. 1833. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

К. Брюллов. Автопортрет, ок. 1833. Фрагмент | Фото: gallerix.ru



Во время работы над этой картиной художник жил в Италии. В 1827 г. он попал на раскопки Помпеи, в которых участвовал и его брат Александр. Очевидно, тогда у него и родился замысел создать монументальную картину на историческую тему. О своих впечатлениях он писал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».



Фрагмент картины, на котором изображены молодожены в венках из цветов и сын с матерью, уговаривающей его оставить ее и бежать | Фото: moiarussia.ru

Фрагмент картины, на котором изображены молодожены в венках из цветов и сын с матерью, уговаривающей его оставить ее и бежать | Фото: moiarussia.ru



Процесс подготовки занял у Брюллова несколько лет – он изучал обычаи древней Италии, узнавал подробности катастрофы из писем очевидца трагедии Плиния Младшего к римскому историку Тациту, несколько раз бывал на раскопках, исследуя разрушенный город, делал зарисовки в археологическом музее Неаполя. Кроме того, источником вдохновения художника была опера Пачини «Последний день Помпеи», и он одевал своих натурщиков в костюмы участников этого спектакля.



В образе художника Брюллов запечатлел самого себя | Фото: arts-dnevnik.ru

В образе художника Брюллов запечатлел самого себя | Фото: arts-dnevnik.ru



Некоторые фигуры на своем полотне Брюллов изобразил в тех же позах, в которых нашли скелеты в окаменевшем пепле на месте трагедии. Образ юноши с матерью художник позаимствовал у Плиния – тот описывал, как во время извержения вулкана старушка просила сына оставить ее и бежать. Однако на картине были запечатлены не только исторические детали с документальной точностью, но и современники Брюллова.



Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову | Фото: moiarussia.ru

Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову | Фото: moiarussia.ru



В одном из персонажей Брюллов изобразил самого себя – это художник, который пытается спасти самое дорогое, что у него есть, – ящик с кистями и красками. Он словно застыл на минуту, стараясь запомнить картину, развернувшуюся перед ним. Кроме того, Брюллов в четырех образах запечатлел черты своей возлюбленной, графини Юлии Самойловой: это девушка, который несет на голове сосуд, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижавшая к груди малыша, и знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.



Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову | Фото: moiarussia.ru

Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову | Фото: moiarussia.ru





Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову | Фото: moiarussia.ru

Образы, в которых Брюллов запечатлел Юлию Самойлову | Фото: moiarussia.ru



Графиня Самойлова была одной из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Из-за скандальной репутации ей пришлось уехать из России и поселиться в Италии. Там у нее собирался весь цвет общества – композиторы, художники, дипломаты, артисты. Для своих вилл она часто заказывала скульптуры и картины, в том числе и у Карла Брюллова. Он написал несколько ее портретов, по которым и можно установить сходство с образами, изображенными в «Последнем дне Помпеи». Во всех картинах чувствуется его нежное отношение к Самойловой, о чем писал А. Бенуа: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели...». Их роман с перерывами длился 16 лет, и за это время Брюллов даже успел жениться и развестись.



К. Брюллов. Слева – Портрет Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1834. Справа - Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини, 1839-1840 | Фото: gallerix.ru и narod.ru

К. Брюллов. Слева – Портрет Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1834. Справа - Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини, 1839-1840 | Фото: gallerix.ru и narod.ru



Художник старался быть максимально точным в передаче деталей, поэтому и сегодня можно установить выбранное Брюлловым место действия – это Геркуланские ворота, за которыми начиналась «Улица гробниц» – место погребения с пышными усыпальницами. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – писал он в одном из писем. В 1820-е гг. эта часть погибшего города была уже хорошо расчищена, что позволило художнику максимально точно воспроизвести архитектуру. Вулканологи обращали внимание на то, что Брюллов очень достоверно изобразил землетрясение мощностью в 8 баллов – именно так рушатся строения при подземных толчках такой силы.



*Улица гробниц* Помпеи | Фото: moiarussia.ru

*Улица гробниц* Помпеи | Фото: moiarussia.ru





По картине Брюллова можно точно определить часть города, изображенную художником (современная реконструкция) | Фото: ofena.livejournal.com

По картине Брюллова можно точно определить часть города, изображенную художником (современная реконструкция) | Фото: ofena.livejournal.com



На картине изображены несколько групп персонажей, каждая из которых – это отдельная история на фоне общей катастрофы, но это «многоголосие» не разрушает впечатления художественной целостности картины. Из-за этой особенности она была подобна заключительной сцене спектакля, в которой соединяются все сюжетные линии. Об этом писал Гоголь в статье, посвященной «Последнему дню Помпеи», сравнивая картину «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки». Писатель обратил внимание и на еще одну особенность: «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой».



Уильям Тернер. Извержение Везувия, 1817 | Фото: marinagra.livejournal.com

Уильям Тернер. Извержение Везувия, 1817 | Фото: marinagra.livejournal.com



Когда спустя 6 лет, в 1833 г. работа была завершена и картина была выставлена в Риме и в Милане, Брюллова ждал настоящий триумф. Итальянцы не скрывали своего восторга и оказывали художнику всевозможные почести: на улице перед ним прохожие снимали шляпы, при его появлении в театре все поднимались с мест, возле дверей его дома собиралось много людей, чтобы поприветствовать живописца. Вальтер Скотт, который на тот момент был в Риме, просидел перед картиной несколько часов, а потом подошел к Брюллову и сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но Вы создали много больше. Это – эпопея…»



Современные Помпеи | Фото: marinagra.livejournal.com

Современные Помпеи | Фото: marinagra.livejournal.com





Современные Помпеи | Фото: diletant.media

Современные Помпеи | Фото: diletant.media



В июле 1834 г. картину привезли в Россию, и тут успех Брюллова был не менее ошеломительным. Гоголь называл «Последний день Помпеи» «всемирным созданием», в котором «все так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». Баратынский написал хвалебную оду в честь Брюллова, строки из которой впоследствии стали афоризмом: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день!». А Пушкин посвятил этой картине стихи:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.




Картина Брюллова в музее | Фото: moiarussia.ru

Картина Брюллова в музее | Фото: moiarussia.ru



Согласно мифу, боги покарали Помпеи за распущенный нрав горожан.





Tags: живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments