vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Особняк Г. Р. Державина, наб., Фонтанки, 118






Музей-усадьба Г. Р. Державина — особняк Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, 118, по соседству с Державинским переулком. С 2003 года литературно-мемориальный музей, филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина.




Усадьба Державина, наб. р. Фонтанки. Панорамный вид. 1948 –1949

Набережная реки Фонтанки, 118. 1985 – 1991. Дом-усадьба Г.Р.Державина













из книги "Сочинения Державина" с пояснения Я.Грота. Изд. Имп. Академии наук. Том 8. 1880.



Так выглядел дом Державина в XIX веке.



Дом Державина. 2018 г.

яндекс-карта

План нижнего этажа.



Дом Г. Р. Державина на Фонтанке.
План нижнего этажа.


План верхнего этажа.



Когда Державин купил недостроенный дом и участок земли на Фонтанке, по понятиям того времени он был уже немолод.

Гавриил Романович Державин
Гавриил  Романович Державин (1743-1816) — выдающийся русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.



Как раз в 1791 году приятель Державина, директор Государственного заёмного банка и литератор Иван Захаров, продавал уютный, хотя недостроенный и запущенный дом на набережной Фонтанки. Величественные своды выглядели заманчиво, но для жилья были непригодны. Бывший господский дом был каменным и первоначально двухэтажным.  На  момент покупки  здание было отстроено «вчерне» и не имело внутренней отделки.




Это  давало шанс спроектировать и оформить внутреннюю отделку согласно вкусу новых хозяев. Гаврила Романович Державин обратился с просьбой о завершении работ к архитектору и своему давнему другу Н. А. Львову, тот с удовольствием взялся за дело.

Николай Александрович Львов (1753 — 1803) — один из самых ярких и разносторонних
представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант


В 1779 году Львов тайно обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой, чьи родные сёстры были замужем за поэтами Державиным и Капнистом. После смерти родителей юные Львовы жили в доме своего дяди Г. Р. Державина.


Николай Львов был человеком своего времени: как истинный представитель эпохи Просвещения, он всю жизнь посвятил наукам и искусству. Львов пробовал себя в живописи, музыке, поэзии, но прославился в первую очередь как архитектор.
Николай Львов дружил со многими известными людьми своего времени, в том числе и с поэтом Гавриилом Державиным. В 1791 году он обратился к архитектору с просьбой достроить купленный им двухэтажный особняк на Фонтанке. Помимо строительства дома, Львов занимался и обустройством сада


Масштаб строительства был немаленький, к тому же планировалась достройка служебных помещений.  К 1794 году заканчивались отделочные работы, в усадьбе появились конюшня и кухня, над проектом и возведением которых работал архитектор Пильников. Желая обустроить семейное гнездо, но испытывая при этом финансовые трудности, хозяйка дома Екатерина Яковлевна Державина вела отчетность всех расходов в «Книге о издержках денежных для каменного дома. С августа 1791 года». К сожалению,  Екатерина Яковлевна, вкладывавшая душу в дом, к моменту завершения всех работ умерла.



Портрет первой жены Державина – Екатерины Яковлевны.
Ей было 17 лет, когда они поженились. Катерина Яковлевна была дочерью Якова Бенедикта Бастидона, португальца по происхождению, камердинера Петра III. А её мать была кормилицей Великого князя Павла Петровича. Державин называл жену Пленирой. Это был счастливый брак, но Катерина Яковлевна умерла от чахотки, прожив в этом доме только три года.


источник


Дворец на Фонтанке потребовал тяжких расходов. В ход пошли не только доходы от имений и жалованье, но и карточные выигрыши, а также литературные гонорары.

Зато получилось пристанище на все случаи жизни. Для трудов, для творчества, для отдыха, для развлечений…  Нелишним оказался и домашний театр: Державин на закате лет увлёкся драматургией.

После смерти Львова (а он скончался пятидесятилетним, в начале 1804 года) Державин стал попечителем его пятерых детей.


Особняк на Фонтанке и обстоятельства его возведения обыграны в стихотворении «Ко второму соседу» (1791), обращённых к  полковнику М. А. Гарновскому.


Набережная реки Фонтанка, 118-120 (дома Державина и Гарновского)



яндекс-карта


Полковник М. А. Гарновский, управляющий имуществом Г. А. Потемкина . В 1791 г. Державин купил дом на Фонтанке в Петербурге и начал капитально переделывать его. Соседний же дом строил Гарновский.

Гарновский  слыл одним из первых богачей в Петербурге. Насколько он был богат, можно судить по тому великолепному дому, который он построил на Фонтанке, рядом с домом Державина. Этот дом был выше узаконенной меры и должен был примыкать к дому Державина эрмитажем, в котором предполагалось устроить сад и фонтан. Гарновский строил свой дом в надежде, что его купит казна для кого-нибудь из великих князей или княжон. Будучи раздосадован, что сосед лишил его солнечного света,

Державин жаловался в полицию и написал даже стихи «Ко второму соседу», конец которых явился как бы пророчеством дальнейшей судьбы этого дома:

Быть может, что сии чертоги,
Назначенны тобой царям,
Жестоки времена и строги
Во стойла конски обратят.







Казармы Измайловского полка (бывший дворец Гарновского), вид с набережной Фонтанки. Современный вид


Узнав о кончине Потёмкина, Гарновский вывез к себе лучшие вещи из Таврического дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Когда весть об этом разнеслась по столице, наследники остановили чрез полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:

И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды

Средь полицейских ссор.

Дом не был, однако, достроен Гарновским и долго стоял непокрытый; после смерти Потемкина владелец просил у императрицы пособия на достройку и не раз подавал об этом прошения, что дало Державину повод написать эпиграмму: «Челобитная о достройке дома».


Поселившись в доме на Фонтанке, Державин создал в нем особую атмосферу.  На рубеже 18-19 веков дом славился гостеприимством и считался центром культуры .В 1811-1816 гг. в доме Державина проходили собрания литературного общества "Беседа любителей русского слова". Общество создано по инциативе А. С. Шишкова, автора "Рассуждения о старом и новом слоге", ставшего манифестом общества. Среди членов общества были: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И.  Хвостов, кн. А. А. Шаховской и др. Деятельность "Беседы..." была направлена на утверждние жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней старославянского языка.

Александр Семёнович Шишков
Александр Семёнович Шишков(1754-1841) — русский писатель, литературовед, филолог, мемуарист, военный и государственный деятель, адмирал (1824). Государственный секретарь и министр народного просвещения. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года. Президент литературной Академии Российской.




Дмитрий Иванович Хвостов
Дмитрий Иванович Хвостов (1757— 1835) — русский поэт, один из поздних представителей поэтического классицизма;
военный и государственный деятель.


Степан Щукин. Портрет графа Хвостова (до 1828)

Шаховской, Александр Александрович
Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777-1846, Москва) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.

За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.




В конце 18 века музей-усадьба Державина пополнился театральными подмостками, для которых было обустроено помещение. В постановках принимали участие члены семьи, близкие друзья и известные профессиональные актеры своего времени.

Кроме планов по постройке и отделке дома, в задачу архитектора входило обустройство приусадебного сада. В плане усадьбы обозначены несколько оранжерей, каждая из которых отдавалась одной культуре – персикам, ананасам и т. д.

Несколько видов приусадебного сада отсюда









Архитектор Львов также занимался разбивкой сада и выбором деревьев. По его замыслу сад должен был стать великолепной оправой для величественного дома. На территории парка были высажены деревья, такие как липы, клены, березы, дубы и др. Сад украсили вошедшие в моду кусты сирени и жасмина, а также более привычные – калина, шиповник, жимолость.


А ещё — обустройство сада и оранжереи, хотя в первую очередь — мощение двора. Всё должно быть, как на лучших столичных улицах. В контракте от 29 апреля 1793 года сказано, что крестьянин Матвей Тимофеев берётся исполнить следующие работы по благоустройству двора: «Счистить, сравнять по ватерпасу, дабы в трубу был спуск воды, усыпать весь двор песком вышиною на четверть, а сверху песку выкласть морским булыжным камнем в линейках и крестах, крупный камень на ребро, а мелкий в клиньях востряками вверх и защебенить мостовую красным щебнем из кирпича… У стен сделать возвышенные площадки для проходу пешим так точно, как мне показано было».






Католический период
После смерти Державина в 1816 г. и  кончины его второй жены в 1842 г. усадьба неколько лет пустовала и  былa проданa в 1846 г. Особняк приобрела римско-католическая духовная коллегия.  Для целей организации не нужны были роскошные и уютные залы, поэтому сразу начались работы по перепланировке.

Проводились они под надзором архитекторов А. М. Горностаева и В. И. Собольщикова. Согласно новым задачам, музей-усадьба Державина получил дополнительный этаж над домом и флигелями, была разобрана колоннада, изменился дизайн фасада.

Внутренние помещения лишились главной парадной лестницы, некоторые залы получили перегородки и другие изменения. Позднее были разрушены за ненадобностью оранжереи, а постройка костела Успения Девы Марии (1870-1873 годы) лишила усадьбу огородов и большей части сада.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии — католический собор в городе Санкт-Петербурге, в 1873—1926 годах носил статус прокафедрального и был резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической церкви на территории Российской империи. Административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

Санкт-Петербург. 1-я Красноармейская улица.Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Вид со стороны Польского сада

Польский сад — сад в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, в центре квартала, ограниченного набережной реки Фонтанки, Измайловским проспектом, Державинским переулком и 1-й Красноармейской улицей. Площадь 2,3 гектара.

Предшественником нынешнего сквера был сад во дворе усадьбы Г. Р. Державина на Фонтанке, разбитый, под наблюдением Н. А. Львова. Получил своё наименование по близости католического собора Успения Пресвятой Девы Марии, который посещали в основном поляки.



В течение последующего времени музей-усадьба Г. Державина перестраивался еще несколько раз. Так, в 1901 году потребовалось достроить над обоими флигелями третий этаж, работы проводились архитектором Л. П. Шишко.

Революция и квартирный вопрос

После революции, с 1918 по 1924 год, музей-усадьба Г. Р. Державина стоял бесхозный, власти не могли найти для него целевого использования. Потом было решено отдать его под жилье, что окончательно погубило остатки внутреннего убранства. Дом был густонаселен, потребовались новые перегородки, жильцы проводили ремонт по собственным вкусам и возможностям.

Пруды на территории парка засыпали к 1935 году. Сад усадьбы из регулярного превратился в стихийный, где посадки велись без всякого плана или идеи. Так ситуация продолжалась длительное время, наверняка в Петербурге можно найти людей, живших в коммуналках этого дома. Под конец 20 века в усадьбе были офисы многочисленных компаний и несколько жилых квартир, подвал дома высотой 2,5 метра годами был затоплен водой.

Решение о реставрации и передаче архитектурного наследия в ведение музея Пушкина было принято в 1998 году. 
Музей-усадьба Державина и русской словесности был открыт в 2003 году, после глобальных реставрационных работ в центральном корпусе. Всего было открыто шестнадцать залов, где реставраторы постарались максимально точно воссоздать обстановку державинского дома. Опирались на свидетельства и описания современников, уцелевшие записи самого поэта.

Фото залов отсюда

В рамках реконструкции с тыльной стороны усадьбы был воссоздан и  сад.









А сейчас погуляем по усадьбе.


































































Tags: Петербург, усадьба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments