vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Астория: гостиница и бурный ХХ век

Флагман «Интуриста» украшен к празднованию 1 Мая. 1934 год

Сто лет назад открылась гостиница, биография которой повторила все изгибы истории турбулентного ХХ века.



В 1908  году стоящий на участке дом князя А.Л.Львова был разобран для строительства гостиницы. Заказчиком строительства было лондонское акционерное общество "Палас-Отель".

"Новый грандиозный отель в Петербурге. В марте настоящего 1908 г. будет приступлено к сломке старого дома на углу Морской и Вознесенского пр., принадлежащего страховому обществу «Россия», и к возведению на его месте огромного отеля со всеми новейшими усовершенствованиями. Хозяином предприятия является образовавшееся в Лондоне акционерное общество под названием «Палас-Отель» с капиталом в 4 милл. руб., причем три четверти этого капитала будут подписаны в Англии, а на остающийся миллион будет, по легализации этого общества у нас, открыта подписка в России."


Строилась гостиница в 1911-1912 г.г. по проекту архитектора Федор Ивановича Лидваля, инженера Н.П.Козлова, инженера-архитектора Константин Германовича Эйлерса(проеткт 1908 г.). Проект отеля с самого начала был рассчитан на интернациональное использование. Строили «Асторию»  вместе с русским шведом Федором Лидвалем его ассистентки, студентки Политехнического института, первого в России технического вуза, в который принимали женщин.


Фёдор Иванович Лидваль
Фёдор Иванович Лидваль (1870 — 1945) — русско-шведский архитектор шведского подданства и происхождения.
Самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. С 1899 года он стал членом Петербургского общества архитекторов.[5] В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады присудила Лидвалю серебряную медаль за фасад дома Н. А. Мельцера (угол Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка) и почётный диплом за фасад доходного дома А. Ф. Циммермана (угол Каменноостровского проспекта и Вологодской улицы). С 1909 года Ф. И. Лидваль — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В Санкт-Петербурге по его проектам построено более 30 зданий и сооружений.



Немцы из компании Weiss & Freitag, финансировавшие проект, амбициозно задумали создать лучшую гостиницу в Европе на месте меблированных комнат «Бристоль», в которых незадолго до этого случайно взорвалась бомба, собранная революционером Швейцером.

Гостиница была построена  с использованием элементов стиля модерн и неоклассицизма. 6-этажное с мансардным этажом здание выделяется своими размерами среди окружающей застройки. Нижние этажи облицованы гранитом, 3—4-й и 5-й этажи объединены широкими каннелированными пилястрами, несущими сильно выступающий карниз. Сдержанное декоративное убранство (высеченные в граните овальные медальоны с гирляндами, маски над окнами, рельефные вазы) гармонирует со скромной архитектурой фасадов.

Инвесторы не поскупились на железобетонные конструкции с внушительным фундаментом, на огнестойкую внутреннюю отделку, на красноватый гранит фасадов из каменоломен Восточно-Финляндского гранитного общества под Выборгом. Проектировщики как будто предвидели будущие экстремальные события в этих стенах и стремились сделать здание покрепче.

В день открытия гостиницы 23 декабря 1912 года

Однако  известный искусствовед Георгий Лукомскийи неодназначно высказался о гостинице: «К сожалению, общий силуэт гостиницы, не вполне внушительный своею архитектурою, вызывает справедливые нарекания. Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади». Но Лукомский остался в одиночестве,

Большинство критиков отмечали по-европейски «элегантные и аккуратные» фасады «Астории», а коллеги Лидваля по цеху всячески хвалили архитектора, который к тому времени стал признанным лидером направления северный модерн.

Федор Иванович (он же Иоганн Фредерик) был автором проектов множества доходных домов, начиная с дома собственной матери на Каменноостровском проспекте, 1–3, и заканчивая Толстовским домом набережной Фонтанки, зданий Азовско-Донского банка на Большой Морской и Товарищества братьев Нобель на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы. Семейство Нобель вообще заказывало ему все, что строило в городе: особняки, здания при заводе, литейные мастерские и все те же доходные дома. А незадолго до сооружения «Астории» Лидваль занимался внутренней перестройкой и отделкой интерьеров ее главной конкурентки — «Европейской».



У входа в гостиницу с улицы Герцена (Большая Морская). 1932 год

На открытие гостиницы 23 декабря 1912 года были приглашены «именитое купечество, представители адвокатуры, прессы здешней и иностранной». «После молебствования все приглашенные обозревали грандиозный отель, вызвавший восторг присутствовавших», — писала пресса. По сути, именно с открытия отеля началось грандиозное празднование трехсотлетия династии Романовых, растянувшееся на весь предвоенный 1913-й год.


Холл у парадной лестницы. 1913 год

За четыре года исправной работы «Астория» получила миллионные прибыли.

С началом Первой мировой войны стала военной, в ней жили высшие офицеры.

В октябре 1917гостиница - опорный пункт контрреволюции. Красногвардейцы и революционные матросы взяли "Асторию" штурмом в ночь с 24 на 25 октября (с 6 на 7 ноября). Они ворвались в здание через окна первого этажа и после перестрелки, разоружив офицеров и юнкеров,  арестовали группу старших офицеров генштаба.


Во время юнкерского мятежа 1917 г. гостиница захватывалась мятежниками.


Угловая приемная. 1913 год





Экспонаты кулинарной выставки. 1910-е годы

После Октября в «Астории» обосновались вожди советской власти, устроив в самом комфортабельном здании города «1-й дом Петросовета» с вахтой ГПУ. Здесь жили с семьями первые лица зарождающегося аппарата, непременно останавливался Владимир Ленин, приезжая из Москвы в командировки, размещались участники II конгресса Коммунистического интернационала.


Во времена нэпа  задумались, что «Астории» неплохо было бы и самой что-то зарабатывать, и в 1926 году гостиница перешла под управление общества «Интурист», принимая сочувствовавшего советской власти британского писателя-фантаста Герберта Уэллса и сотрудничавшего с ней американского бизнесмена Арманда Хаммера, занимавшегося вывозом и продажей за границу картин из собрания Эрмитажа и яиц Фаберже.


Герберт Джордж Уэллс
Герберт Джордж Уэллс (1866 года- 1946 года, Лондон) — английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Представитель критического реализма. Сторонник фабианского социализма. Трижды посещал Россию, где встречался с Лениным и Сталиным.


В условиях блокады , с января 1942 в "Астории" как в стационаре жили больные и истощённые голодом учёные, литераторы, архитекторы и другие представители интеллигенции Ленинграда.

В дни блокады Ленинграда «Астория» не была подвержена бомбардировке немцев. Существует легенда, что Гитлер берег отель для банкета в ресторане «Зимний сад» в честь своей победы.

Здесь были развернуты военный госпиталь и стационар для самых заслуженных блокадников — писателей, художников, музыкантов, направление туда на лечение можно было получить только у заведующего Ленгорздравотделом. Новые чуть живые «постояльцы» шутили: «В ―Астории‖ слет дистрофиков».


Официанты у сервированных столов в ресторане «Зимний сад». 1932 год



Сразу после войны гостиница вновь ненадолго стала элитным жилым домом, на этот раз для деятелей искусств. Иллюзионист Эмиль Кио вспоминал, что каждой квартировавшей здесь семье был выделен небольшой участок в сквере на Исаакиевской площади, превращенном в огород.

У входа в угловую приемную. 1913 год
В послевоенное время «Астория» жила по-советски ровно. Наспех провели восстановительные работы, вновь наладил свою деятельность «Интурист», но номера прослушивались на случай заезда вражеских шпионов или местных «врагов народа». Что, в общем-то,не мешало отелю играть роль полуофициального клуба интернациональной дружбы, закрытого для рядовых советских граждан и доступного для народных артистов, секретарей Союза писателей, фарцовщиков и путан.

В те годы «Астория» регулярно блистала в кино с участием западных актеров. Андрей Миронов спускался из ее окна, уцепившись за край ковровой дорожки, в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссеров Эльдара Рязанова и Франко Проспери. Юрий Соломин и японская кинозвезда Комаки Курихара проникновенно смотрели здесь в глаза друг другу, снимаясь в мелодраме Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». Марчелло Мастроянни отдыхал в гостинице после съемок в ленте Никиты Михалкова «Очи черные»


Празднование 30-летия Октябрьской революции. 1947 год


В августе 1991-го, сразу же после проведенной финнами реконструкции, из окон отеля можно было наблюдать за возведением на улице Герцена (Большая Морская) баррикад из ящиков, колес, проволоки и железных бочек.





В начале 1990-х отель приватизировали, а впоследствии он обрел новых хозяев в лице аккуратных англичан и зажил по-европейски размеренной жизнью, став со временем членом ассоциации «Ведущие отели мира» (The Leading Hotels of the World).







С первых дней сущестования гостиница приобрела репутацию самой комфортабельной гостиницы Петербурга. В разное время здесь останавливались Mихаил Булгаков, Андрей Миронов, король Марокко Мухаммед VI, принц Чарльз Уэльский, Владимир Путин, Джордж и Лаура Буш, Тони Блэр, Джек Николсон и другие.

@ интернет

Tags: 20 век, Петербург, гостиница, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments