vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута

Похожи, не правда ли?

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута - история славного гончарного ремесла идет "ноздря в ноздрю".

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. Первые летописные упоминания об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты (XIII век). Из добываемых здесь глин можно было изготовлять все, начиная с фарфора, кончая кирпичами. Еще Михаил Ломоносов восхищался необычными свойствами местных глин: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…» ©


Начало производства керамики в Деруте (регион Умбрия) официально задокументировано в архивах собора Перуджи в XIII веке, хотя некоторые историки полагают, что на самом-то деле первые изделия начали делать по крайней мере веком раньше.


Да, и расписывают посуду, что в Италии, что в России на похожие темы: мифологические и сказочные персонажи, сцены охоты, изображения животных, птиц и цветов, геометрические узоры.





И в России, и в Италии в XVIII веке производство знаменитой расписной керамики идет на спад: постепенный в России, и резкий - в Италии.

И если в начале XVIII века к Гжели приходит слава одного из крупнейших районов по (ручному!) производству художественной майолики с причудливой лепкой и многоцветной росписью, то уже к концу века с началом импорта в Россию дешевого английского фарфора с печатным (!) рисунком Гжель теряет былую популярность. Гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись: вместо многоцветных узоров отдается предпочтение кобальту. К середине XIX века Гжельские фабрики переходят на производство фаянса, да так успешно, что продукция идет на экспорт, а изделия некоторые фабрик конкурируют с такими "гигантами", как мейсенский фарфор (Meissen). К закату XIX века со свеобщей индустриализацией и переходом на массовое промышленное производство популярность фабричного, но во многом так и оставшегося ремесленным, Гжеля падает.

Вот и в Италии, пройдя через расцвет Ренесссанса, оказавшего влияние и на керамическое производство в Деруте, ко второй половине XVIII века в Деруте остаются лишь 5 фабрик: чтобы выжить они полностью переходят на производство посуды и кухонной утвари, оставив в прошлом шедевры, которые до сих пор украшают пол в церкви Св. Франциска (S.Francesco), святилище Madonna dei Bagni.


Только в Италии цветная керамика меньше останется в забытье: здесь они нас обставили. Уже с самом начале XX века благодаря школе по росписи керамики и музея керамики, основанного юристом Франческо Бриганти (Francesco Briganti), изделия из Деруты снова становятся популярными. Сейчас в Деруте работает более двухсот фабрик, производящих 32% итальянской керамики.

В России же народный промысел начал потихоньку возрождаться только после Второй Мировой Войны благодаря усилиям А.Б. Салтыкова и художницы Бессарабовой. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России. Сейчас Гжель - такой же узнаваемый в мире символ народного искусства Рссии, как павлопосадские платки, изделия из хохломы и знаменитые матрешки.

Tags: Италия, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments