vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Квадрига Аполлона, Девушка с веслом и другие «неприличные» скульптуры Москвы...

Квадрига Аполлона, Девушка с веслом и другие «неприличные»
скульптуры  Москвы, которые не пощадила цензура




Даже памятники попадают под влияние цензуры


В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке. @


Дом под юбкой



«Дом под юбкой», снимок 1955 - 1957 годов. / Фото: www.moslenta.ru

«Дом под юбкой», снимок 1955 - 1957 годов. / Фото: www.moslenta.ru



Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Ольга Лепешинская в партии Сванильды. / Фото: www.russiainphoto.ru

Ольга Лепешинская в партии Сванильды. / Фото: www.russiainphoto.ru



Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Так мог бы выглядеть дом 17 по Тверской сегодня . / Фото: www.moscow.ckonovalov.ru

Так мог бы выглядеть дом 17 по Тверской сегодня . / Фото: www.moscow.ckonovalov.ru



Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом



«Девушка с веслом» Ивана Шадра.

«Девушка с веслом» Ивана Шадра.



Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


«Женщина с веслом» Ромуальда Иодко. / Фото: www.wikimedia.org

«Женщина с веслом» Ромуальда Иодко. / Фото: www.wikimedia.org



Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


Первоначальная версия скульптуры выглядела непривычно сексуально. / Фото: www.kp.ru

Первоначальная версия скульптуры выглядела непривычно сексуально. / Фото: www.kp.ru



На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Прототипом самой первой «Девушки с веслом» стала Вера Волошина, простая советская девушка, повешенная фашистами во время войны. Она входила в состав группы Зои Космодемьянской.

Прототипом самой первой «Девушки с веслом» стала Вера Волошина, простая советская девушка, повешенная фашистами во время войны. Она входила в состав группы Зои Космодемьянской.



Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»



«Рабочий и колхозница», скульптор Вера Мухина. / Фото: www.kudago.com

«Рабочий и колхозница», скульптор Вера Мухина. / Фото: www.kudago.com



Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


«Рабочий и колхозница», скульптор Вера Мухина. / Фото: www.worldpics.pro

«Рабочий и колхозница», скульптор Вера Мухина. / Фото: www.worldpics.pro



Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре



Квадрига Аполлона на Большом театре после реставрации. / Фото: www.depositphotos.com

Квадрига Аполлона на Большом театре после реставрации. / Фото: www.depositphotos.com



Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Квадрига Аполлона на Большом театре до реставрации. / Фото: www.cont.ws

Квадрига Аполлона на Большом театре до реставрации. / Фото: www.cont.ws



Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.






Tags: архитектура, цензура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments