vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Особняк Трифона Коробкова на Пятницкой


Всего 18 фото


Улица Пятницкая возникла в XIV-XV вв., и начиналась она тогда от Москворецкого моста, затем доходила до Климентовского переулка, а далее дорога шла через поля да луга на юг в сторону Рязани, Тулы и других городов.
В XVI-XVII вв. в этом районе располагаются различные мастеровые, ремесленнические, военные слободы. С конца XVII – начала XVIII века на Пятницкой улице постепенно стали появляться дворы людей зажиточных и богатых. Многие купцы в XVIII-XIX вв., пытаясь перещеголять друг друга, продемонстрировать свое богатство, нанимали ведущих архитекторов своего времени и строили здесь шикарные усадьбы и особняки.
На месте будущего особняка Коробкова в начале XVIII века располагалось несколько небольших деревянных усадеб. После пожара 1812 года все деревянные постройки в этом районе сгорели. В 30-х годах XIX века владение принадлежало купеческой семье Головиных, и на обширной территории, доходившей до угла Пятницкой улицы и Старого Толмачевского переулка, появляются новые каменные строения. В 1860-х годах земля была поделена на два участка – северный и южный. Северный участок земли был приобретён купцом П.А. Тугариновым. В 1866 году он строит здесь двухэтажный особняк с мезонином, который впоследствии частично вошёл в состав перестроенного особняка Коробкова. Вскоре два владения объединяются и становятся собственностью семьи почетного гражданина  купца Трифона Ивановича Коробкова.
Новые хозяева принимают решение перестроить свои владения. Для этой цели Т.И.  Коробков приглашает архитектора Льва Кекушева. В 1894 году особняк впервые был реконструирован. Также во владении Коробкова, по проекту Кекушева, появляются новые жилые строения под сдачу в наем, хозяйственные и служебные постройки, ограда с прекрасной кованой решёткой. И, конечно же, архитектор не забыл оставить свой фирменный знак в виде изображения льва. На фасаде особняка, если внимательно приглядеться, между окнами, как грозные стражи, установлены скульптуры грифонов с львиной мордой, а на куполе с его четырех сторон – маски львов.



[Читать дальше...]

На этой фотографии дом Коробкова изображен после первого этапа перестройки в 1896 году. В 1899 году со стороны улицы была сделана пристройка, существенно удлиннившая фасад.


02 Дом Коробкова. 1897




03 Дом Т.И. Коробкова на Пятницкой улице. 1896-1899



В 1899 году архитектором С. С. Шуцманом здание было расширено и продлено, при этом прежняя декоративная отделка фасада, спроектированная Кекушевым, сохранилась.

04    Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице 1899-1910.



Особняк ассиметричный с пышно декорированным фасадом, над эркером возвышается покрытый чешуйками купол, но больше всего привлекает внимание цвет – лиловый. Жилых зданий такого необыкновенного цвета, построенных в XIX веке, вы не встретите в Москве больше нигде. Сразу виден узнаваемый прием архитектора – асимметрия: с одной стороны особняка оригинальная башенка,«чем-то напоминающая купеческий сундук с крышкой – чешуйчатым куполом с эффектным скульптурным декором и ажурной кованой решеткой на гребне», а с другой – угловой башенки нет.


05


06  Маски львов на куполе


 На первый  взгляд, может, это и говорит о какой-то незаконченности, но это модерн и это Кекушев, который смело ломает симметрию и обожает разновеликие окна


07




08  Между окнами - грифоны с львиной мордой



09



Внимание привлекает еще несколько любопытных деталей, например, в верхней части эркера кадуцей – жезл бога Меркурия, покровителя торговцев и предпринимателей. Это явный намек на деятельность хозяина дома. Причем здесь кадуцей изображен несколько необычно: помимо привычного изображения – жезл, переплетенный змеями с крыльями по бокам, он еще и зажжённый. Вероятно, хозяин был не только предприимчив, но и являлся просвещенным человеком. Горящий кадуцей, похожий на зажженный факел, – символ стремления к свету, знаниям.


10


На фронтоне эркера симпатичные кариатиды, символическое назначение которых «поддерживать» коммерческие дела и «равновесие» в доме.


11




12



13



14



Трифон Иванович Коробков был также заядлым садоводом. Будучи владельцем одного из кирпичных заводов, расположенного около деревни Верхние Котлы Московского уезда закладывает большой фруктовый  сад в 1880 году в верховьях реки Котловки   (у нынешнего Нахимовского проспекта)., в котором им было собрано множество редких сортов плодовых деревьев. В овраге с множеством ключей он устроил каскад прудов, которые до сих пор наполняются ключевой водой. Сад   в 1916–1917 годах был заложен  в Московский земельный банк. После революции национализированный сад, считавшийся одним из лучших садовых имений Московской губернии и славящийся урожаями яблок, был преобразован в совхоз «Коробково». Ученые-садоводы активно использовали его для испытаний.
В 1921 году В.И.Ленин решил использовать подмосковные сады, расположенные в бывших дворянских усадьбах с целью улучшения питания больниц и приютов. Для этого был использован и Коробковский сад, славившийся рекордными урожаями яблок. Причем комендантом сада был назначен некто по фамилии Коробков (родственник?)
Феномен сада решили исследовать, и сделали из него помологический рассадник (сортовой питомник): начались научные исследования. Что же такого необычного сделал купец Коробков? Как уже говорилось выше, он устроил в овраге с множеством ключей систему водоемов, которые наполняются ключевой водой — возможно, в этом и есть секрет того, какие редчайшие сорта груш, яблонь и плодово-ягодных кустарников здесь произрастают и какой урожай они дают. В 1924–1926 гг. урожай яблок доходил до 30 т. с га. Старая проблема удобрений сохраняла значение и при советской власти: в 1927 г. рассадник отличился тем, что вместо навоза там стали использовать отбросы московских заводов. Дорога от Варшавского шоссе к рассаднику в 1930-х гг. была стихийно названа жителями «Фруктовой», и в 1958 г. это название утвердили официально.



Торговец имел хорошую семью – жену, сына и дочь, которым после его смерти и отошел дом. Известен портрет жены Коробкова – Ольги Петровны, написанный кистью художника А. Герасимова. Над окнами первого этажа находятся женские маски, которые напоминают лицо с портрета хозяйки этого особняка О.П. Коробковой работы художника Герасимова.


15   Портрет Коробковой работы художника Герасимова



16


Еще студентом его познакомил с этой семьей В. Гиляровский. Владелец интересовался искусством и делал ставку на молодых талантливых художников. Тогда было очень модно подражать знаменитым столичным меценатам – Морозову, Третьякову, Мамонтову. Написанным портретом очень дорожили и ни разу не экспонировали. Особняк Коробковой в Москве был запечатлен на нескольких картинах Герасимова. Кроме того, художник написал несколько работ в их загородном доме, где часто гостил летом.

17  А. М. Герасимов. Усадьба Коробково (Коробковские сады). 1915 г .
Высоким искусством интересовались и дети Коробкова. Дочь увлекалась театром и впоследствии поступила в театр Вахтангова, а сын занимался живописью и был членом объединения молодых художников «Свободное творчество».
В 1935-1936 году бывший особняк Коробковой в Москве был отдан Академии наук СССР. В доме жил А.П. Карпинский, а затем и его приемник В.Л. Комаров. Несколько лет назад над зданием были расположены национальные флаги Танзании, поскольку здесь располагалось посольство данной африканской республики. В 2013 из особняка посольство Танзании съехало.

18


Источники:
Википедия
uzaok.ru Усадьба Коробково (Коробовские сады)-ЮЗАО г.Москвы
kudago.com Коробковский сад
whowalk.ru  Особняк Коробковой
russian-greens.ru  Начинаем проект по возвращению Коробковского сада от ФСБ москвичам/Альянс Зеленых
topos.memo.ru Имение "Коробково"







Tags: усадьба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments