vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Categories:

Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.

Оригинал взят у stapelia2784 в Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.
   Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.

    Часть 1. Часть 2. Часть 3.

       В прошлой части я расказывала о владельцах этой усадьбы, ее последней хозяйкой была Александра Герасимовна Найденова, которая сама тут не жила, а использовала владение как доходное.

    С 1904 г. по 1918 г. у нее арендовал квартиру в корпусе №3 знаменитый художник Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927 гг.) - это была его последняя московская квартира. Но вот что удивительно, об этом доме, в котором он прожил 14 лет с небольшими перерывами на путешествия или отъезд на лето в свое имение на Оку, и о его жизни и творчестве в этот период сохранились достаточно скудные сведения.
К счастью, этот пробел частично восполнил его внук - Федор Дмитриевич Поленов (1929 - 2000 гг.), который долгие годы был директором музея-усадьбы "Поленово". Он написал рассказ  "Дом на Кудринской". И, хотя, сам он в этом доме не жил, родился гораздо позже, в рассказе он использовал воспоминания своего отца - Дмитрия Васильевича Поленова (1806  - 1967 гг.), сына художника, и пишет как бы от его имени, а также старые фотографии, сохранившиеся в семейном альбоме (к сожалению, в книге они не представлены, поэтому я использую доступный фотоматериал). Все фразы в кавычках в моем посте, строки из рассказа Ф.Д. Поленова.
     В Найденовском доме В.Д. Поленов поселился с семьей, когда ему исполнилось шестьдесят лет, в 1904 г.
        
                                                          
    Внук художника так описывает Найденовский двор - "Весна приходит на Кудринскую Садовую первой зеленью распустившихся лип, цветением подснежников за забором сада, светлыми вечерами и долгими сумерками. На страстной неделе, по старому обычаю, выставляются зимние рамы, и вешним дыханием гуляют по комнатам сквозняки. Слышнее стали раскатистые звонки конок с Садовой, скоро ночи наполнятся соловьиными трелями из глубины сада. Незаметно проходят недели. «Раки живые, салат кочанный, огурцы зеленые, редиска молодая!» - раздаются по утрам голоса уличных разносчиков. Детвора Найденовского дома радуется «Петрушкиным концертам» то и дело забредающего во двор знакомого шарманщика.
  Пыль и духоту московского лета скрашивает свежесть тенистого сада. С парников соседнего цветоводства Вилляр вывезли на подводах цветочную рассаду, из садов Четвертой женской гимназии и Вдовьего дома на Кудринской площади тянет запахом свежего сена. В саду кукует кукушка, а в щели забора видно, как в нижнем пруду мирно удят карасей старые священники в белых подрясниках — пруд принадлежит Александровскому приюту престарелых свя­щеннослужителей. Вечерами, на закате солнца, в облаках пыли медленно движется от Пресни к Никитским воротам коровье стадо. Отцвела черемуха, зацветают липы Найденовского сада. Гимназист сдает последний экзамен" (О цветоводстве Виллар, так по справочникам, я писала во второй части, об Александровском приюте речь пойдет в следующих постах, гимназист сын художника - Дмитрий, отец Ф.Д.).
   Садовая Кудринская ул.,7 (не сохранились). Предполагаю, что художник Поленов В.Д. жил в корпусе справа. На чем основано мое предположение напишу ниже. Фото 1956 г.

    Домики эти стояли за главным домом усадьбы, их хорошо видно на планах 1937 г. и 1952 г. Один их них, левый, виден на этой фотографии 1930 г., он стоит справа от планетария.

    А в одном из корпусов (?) Найденовского дома Поленов снимал еще и мастерскую.
    Федор Дмитриевич далее пишет - "В Москве, даже недалеко от площади Восстания, еще сохранились такие старые дома, но об их прошлом мало знают современные жильцы...
    Этот маленький этюд, написанный маслом, ежедневно видят сотни людей - он прислонен к задней стенке известной «семейной витрины» поленовского музея. На этюд можно подолгу смотреть - с ним многое связано. Изображен двухэтажный оштукатуренный дом с двумя крылечками. Деревья перед домом, снег на мостовой двора. Помню, что во времена моего детства двор был мощен булыжником. Присмотревшись, можно различить темное пятно на ближнем углу карниза - след от разрыва шрапнельного снаряда. Хорошо помню скрип ступеней деревянной лестницы, тесные комнаты второго этажа и приветливость тогдашних хозяев квартиры. Впрочем, пусть говорят документы, фотографии старых альбомов и, что еще более ценно, воспоминания живых людей...".
    На одной из фотографий "семейной витрины" в музее-заповеднике "Поленово" мне удалось обнаружить этот этюд, но к сожалению, он загорожен другими вещами, и видна только его часть.
    Вот она, т.н. "семейная витрина". Фото отсюда.

   Она же, здесь этюд виден чуть лучше. Фото отсюда.

    И далее Ф.Д. пишет - "На фотографии небольшая светлая комната, два ее окна выходят в заснеженный сад. Книжная полка, шкаф красного дерева, керосиновая лампа на этажерке — часты перебои с электрическим светом. На стене над письменным столом висит натурный этюд «Раннего снега» — как хорошо, что удалось его сохранить!
                                                              Поленов В.Д. "Ранний снег" 1891 г.

Слева и справа висят этюды поменьше— Абрамцево, Бёхово, тарусские дали за Окой. Образцовый порядок всюду... На всем печать устоявшегося быта, прочных, проверенных временем семейных традиций. И серьезный гимназист с внимательными карими глазами — Митя Поленов, отец — Василий Дмитриевич — называет его Митюхой... Привычен жизненный уклад Найденовского дома на Кудринской. Казалось, что время, отметившее недавно рубеж столетий, не коснется налаженного мира комнаты с двумя окнами, за которыми виден заваленный снегом сад...".
    Вскоре наступил декабрь 1905 г. и Найденовские дома оказался в зоне боев. Художнику и его семье пришлось пережить немало тревожных дней. Обычно цитируют дневник, который вел Василий Дмитриевич Поленов в эти дни, но в рассказе "Дом на Кудринской" дневник ведет его сын  - Митрюха (Дмитрий Васильевич), причем автор рассказа Ф.Д. пишет, привычка вести дневник сохранилась у его отца, Дмитрия Васильевича Поленова, до конца жизни.
    Далее опять строки из рассказа Ф.Д. - "Но что-то сломалось. В уют старой квартиры тревожными известиями газетных сообщений властно вторгается эпоха. Недаром так молчалив за обедом отец гимназиста и скорбно выражение его глаз после получения очередных столичных новостей. Далеко за полночь не гаснет свет в его окнах, и долго-долго слышны тяжелые шаги из угла в угол мастерской...
    На чисто подметенном дворе Найденовского дома, на фоне сугробов у левого флигеля, сфотографирован вчерашний гимназист в студенческой тужурке. Вдвоем с отцом остались они на Кудринской, мать с младшими сестрами ушла в безопасное место на Кисловку. Занятия в университете прерваны. На Садовой и Бронной — баррикады.

В комнате Найденовского дома, выходящей двумя окнами в сад, не горит электричество. При керосиновой лампе студент ведет дневник — выработанная в детстве привычка вести его сохранится до последнего дня жизни...
     7 декабря. Забастовка началась в 12 часов дня. Реальное училище было распущено, реалисты бросились снимать IV-ю гимназию, что им и удалось. Прибыл околоточный с городовыми, и казаки, причем казаки спешились, выстроились против училища и стояли таким образом до тех пор, пока все реалисты не разошлись по домам...
    11 декабря. Снаряд попал и угол крыши флигеля, впоследствии оказалось, что это была шрапнель. Среди наших жильцов образовалась местная дружина самообороны. Поделили ночь на часы — мне досталось с двух часов. Была тихая, светлая ночь, только порой вдали раздавались локомотивные свистки и изредка револьверные выстрелы...
   15 декабря. Стрельба в соседнем саду. Стрелял, оказывается, солдат с каланчи. У нас во дворе расчищали каток ребята, он хватил и по ним, несколько пуль хлопнуло об деревья... Сейчас в ночной тишине слышны близкие выстрелы. В сад ходить нельзя, потому что часовой с каланчи стреляет во всякого, идущего туда. Сегодня чуть не убили отца... (см. карту, как все близко, дом с каланчой сейчас Баррикадная, 4).

   18 декабря. Настало спокойное утро, казалось, что кончены все волнения. Но к вечеру распространился слух, что наш дом будет расстреливать артиллерия...
   22 декабря. Все стихло...
   Декабрьское вооруженное восстание потоплено в крови окраин рабочей Пресни. В старом семейном альбоме остались сделанные студентом фотографии баррикад на заснеженных улицах Москвы, красных флагов боевых дружин, домов с выбитыми окнами и разрушенными стенами. И небольшой этюд из «семейной витрины», выполненный в характерной поленовской манере, этюд, написанный с риском для жизни: солдат с каланчи стрелял в каждого замеченного. И тоже на всю жизнь сохранила память те жуткие минуты ожидания расстрела Найденовки, когда Василий Дмитриевич то и дело смотрел на часы: близилось время первого залпа...".
   В дни революционных событий 1905 г. Поленов В.Д. горячо сочувствовал революционному народу. Им были написаны две картины, освещающие эти события "Баррикады на Кудринской-Садовой" и "Пожар на Пресне". Он собирался их выставить на передвижной выставке 1906 г. в залах училища живописи, ваяния и зодчества. Однако, газета "Речь" Санкт-Петербург от 30 марта 1906 г. сообщала о вестях из Москвы, переданных по телефону  -  "По распоряжению администрации, на передвижной выставке картин, устроенной в залах училища живописи, ваяния и зодчества, сняты картины: Поленова – «Баррикады на Кудринской-Садовой» и «Пожар на Пресне» и Касаткина «Революционер», на которой изображен человек с повязкой санитарного отряда на руке".
                                                           В.Д.Поленов "Баррикады на Кудринской-Садовой".
                             
     Но жизнь продолжается. Василий Дмитриевич много работает, интересы его по-прежнему очень разнообразны. В 1906 году в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова "Призраки Эллады" (либретто Саввы Ивановича Мамонтова).

    Через год, в 1907 г., Поленов путешествует по Германии и Италии. К 1909 году Поленов закончил, наконец, грандиозную работу - 58 картин из жизни Христа. В сущности, он посвятил им всю жизнь, задумав сначала одну картину о Христе, когда мальчиком еще увидел картину Александра Иванова. Первой и основной картиной "евангельского круга" была картина "Христос и грешница", оконченная в 1887 году. Трудно сказать, какие из этих картин были написаны в Найденовском доме в его арендованной мастерской, а какие в его усадьбе Борок на Оке, поэтому приведу картины, соответствующие периоду проживания Поленова здесь.
                                        Поленов В.Д. "Он виновен в смерти" 1906 г.

      Все вместе картины выставлялись лишь однажды, на выставке в России в 1909 году. Газета "Русские ведомости" от 4 мая 1909 г. сообщала: - "Выставку картин В.Д.Поленова «Из жизни Христа» в воскресенье посетили до 1500 человек. В залах выставки все время происходила настоящая давка. В будни на выставке бывает гораздо свободнее; число посетителей - от 200 до 300 чел. в день...".
                                    Поленов В.Д. Кто из вас без греха? 1908 г.

    В 1910 г. Василий Дмитриевич становится одним из инициаторов создания при Обществе народных университетов секции содействия фабричным и деревенским театрам. Вот как об этом периоде пишет его внук Федор Поленов  - "Спектакли и литературные вечера в доме на Кудринской, студенческая тужурка Андрея Белого и красивая голова вдохновенно читающего стихи молодого Максимилиана Волошина. Отец студента занят своей идеей секции содействия делу фабричных и деревенских театров, он собирается ехать в Грецию — красивый замысел работы в Музее изящных искусств и переписка об этом с Иваном Владимировичем Цветаевым захватывают его. Поездка откладывается до завершения работы над циклом картин, работа, которая подходит к концу. Он поглощен подготовкой выставки и деятелен больше, чем обычно. И, как всегда, в работе находит он радость и успокоение...". (Судя по этому отрывку, можно предположить, что первоначально спектакли проходили здесь, в Найденовском доме).
     Эта его работа прерывается новым путешествием, с июля 1910 г. до начала осени 1911 г. Поленов ездит по Европе и под конец путешествия он побывает в Греции. По этюдам своим сделал он восемь панно для музея изящных искусств, но как пишет М. Копшицер в своей книге о Поленове "работы эти удачными назвать нельзя. Они и не прижились в музее" (два из них в 1933 г. были переданы в Саратовский музей).
    В 1914 в Москве устраивается выставка картин Поленова цикла "Из жизни Христа" для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне. Газета "Раннее утро" от 29 (16) октября 1914 г. писала - "Вчера в Художественном Салоне открылась выставка картин академика В. Д. Поленова: "Из жизни Христа".
Весь сбор от этой выставки идет в пользу раненых. Помещение бесплатно отведено К. И. Михайловой. Выставка представляет большой интерес. Выставлено 68 картин. Внимание публики привлекают картины: "Посреди учителей", "Решили идти в Иерусалим", "Пределы мирские", "Кто из вас без греха", "Предал дух"... Крайне доступная цена (от 10 коп.) даст возможность посетить выставку самым широким кругам населения".
                                   Поленов В.Д. Решили идти в Иерусалим.  1880  - 1890 гг.

    В 1915 г. Василий Дмитриевич Поленов приобрел пустующий участок на Медынке у  крестьянина Миронова и при поддержке Саввы Ивановича Мамонтова построил дом с зрительным залом, мастерскими, библиотекой, кабинетами для репетиций "секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров". Здание было спроектировано архитектором Шишковским О. О.
                                                       Поленовский эскиз театрального дома.
                          
     Открытие состоялось 29 декабря 1916 г. в присутствии А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, Г. С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры. В театре ставились пьесы, написанные художником, в его же декорациях, специально разработанных для небольших самодеятельных театров.
     "Театральное дело на всю Россию", как называл эту секцию сам Поленов, было его любимым детищем. "Заживаясь в Москве до позднего лета, он по несколько раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой на Медынку, бегает к своему излюбленному театральному дому", - вспоминала его дочь.
                               Современный вид Театрального дома. Зоологическая ул. 13.

     После революции, в 1918 г. Поленовы покинули Найденовский дом и навсегда перехали из Москвы в свою усадьбу на Оку (сейчас там музей-заповедник Поленово").
     Не сохранился и дом в Найденовском дворе, где жил с семьей Василий Дмитриевич. Его внук, Федор Дмитриевич, так пишет об этом - "Идут годы. Новые зимы и весны встречают дом на Кудринской. Скрипом своих ступеней возвещает старая лестница о каждом новом посетителе. Многим не суждено больше войти в мастерскую художника. Никогда не придет сюда задумчивый Левитан, не придет сестра Елена, старых друзей становится все меньше, годы идут...
     Недавно я зашел во двор бывшей Найденовки. Попасть туда сейчас можно только со стороны планетария, где в незапамятные времена, я знаю, находились парники цветоводства Вилляр. Там нет ничего похожего на старые фотографии. Но флигель, в котором работал художник, еще стоит".
     В каком, из сохранившихся флигелей была мастерская Поленова, сказать трудно, возможно, в одном из этих.

     Театральный дом в советское время продолжал жить, с 1921 г. - это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова, но в 1928 г. в нем, уже переименованном в "Центральный дом искусств деревни" Н. К. Крупской, произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество.
     Нет в России и многих картин художника, в т. ч. написанных и в Найденовском доме, М. Копшицер пишет "К сожалению, большинства законченных картин мы не знаем. Они долгое время оставались у Поленова, в 1924 году была организована большая выставка русского искусства в Соединенных Штатах. Целью выставки было не только показать американцам русское искусство, но и продать кое-какие картины, так как в это время Советская республика не могла еще покупать столько картин, чтобы обеспечить материально художников, оставшихся на родине. Большинство картин Поленова было куплено и до сих пор находится в Америке. В нашем же распоряжении только эскизы и альбомы весьма несовершенных репродукций".

      Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 5.

     Другие достопримечательности. Оглавление.

     Использованы материалы: Федор Поленов "У подножия радуги"; М.Копшицер Поленов; Романюк С.К. По землм москавских сел и слобод; http://starosti.ru/article.php?id=19040 ; http://starosti.ru/article.php?id=44159 и др.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments