vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Петровский переулок: «Москва помешалась: художник, архитектор.. – всё подходит, лишь бы выйти замуж»



Это, пожалуй, один из самых красивых переулков города, и, что удивительно, почти не тронут. В нем хватает цвета: палевая усадьба Трубецких, оливковый особняк Терентьева, серо-голубой дом Бахрушина. И доминантой – рыже-красный, словно пылающий бутафорской осенней листвой, театр. Цвет этот отдается вдали, в перспективе, стеной Высоко-Петровского монастыря, и перекличка эта последним мазком завершает картину. @



Сегодняшнее путешествие длиною в 290 метров. Именно такую протяженность имеет протянувшийся от Большой Дмитровки до улицы Петровка Петровский переулок.

Дальше начинается архитектурно прекрасное: стоящий торцом к мостовой охристый особняк с богатой лепниной (№ 6) и мой любимый дом купца Терентьева (№ 8), где женские головки в плавных локонах глядят с фасада и решетка на воротах полна экспрессии, не меньшей, чем «Девятый вал» Айвазовского. По мнению Сергея Романюка, эти строения олицетворяют «300 лет истории московского зодчества в его главнейших этапах – московского, или нарышкинского, барокко XVII столетия, классицизма XVIII столетия и модерна грани XIX и XX вв.». Что ж, неплохие триста лет были, значит.

№ 6 считался «усадьбой Трубецких - Бове», и постройка его датировалась 1830 годом, пока в середине 1980-х реставраторами не было обнаружено, что здание в основе своей – неплохо сохранившиеся палаты XVII века. Палаты изначально выходили в существовавший тогда Трубецкой (по домовладельцам) переулок и были обращены лицом к Высоко-Петровскому монастырю. Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.


Усадьба Трубецких


Владение принадлежало князьям Трубецким. Авдотья Трубецкая, вдова погибшего в 1813 году под Лейпцигом Алексея Трубецкого, сочеталась браком с Осипом Бове – в то время уже известным архитектором, проектировавшим Большой театр, Манеж, Александровский сад. Тем не менее, в свете брак сочли неравным: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер – всё подходит, лишь бы выйти замуж». Княгиня утратила титул и стала просто «чиновницей седьмого класса», что, впрочем, не помешало счастью молодых. Осип Иванович в качестве приданого получил усадьбу «Архангельское», где выстроил одно из лучших своих творений – Церковь архангела Михаила, кирпичную, с белокаменными деталями, в стиле ампир. Авдотья родила ему четверых сыновей.


Дом купца Терентьева


«Чиновница 7 класса Авдотья Бове» в 1833 году продала большую часть владений, оставив за собой дом, имеющий сейчас номер восемь и первоначально строившийся супругами для себя. В 1902-м этот ампирный особняк был неузнаваемо перестроен «в новомодном стиле модерн», архитектором Ивановым-Шицом для богатого бакинского купца, «одного из нуворишей капиталистической Москвы» Терентьева.


О роскоши обстановки, заказываемой в Париже, ходили легенды. Возможно, в те времена в доме Терентьева можно было разглядеть признаки вульгарности, что несет в себе безудержное богатство, сейчас же... Стоит только поглядеть на находящуюся ровно напротив рыжую громадину Театра Наций, уже одним цветом и величиной требующую к себе – и только к себе! – внимания, а затем перевести взгляд на плавные линии оконных проемов, трогательные женские головки в обрамлении волн-волос, нежность цветовых сочетаний, и ощущаешь в сердце любовь к нуворишу-Терентьеву.
В 1920-х здесь было мексиканское посольство, в 30-х дом надстроили двумя этажами, сейчас он принадлежит частному лицу, которого охранник уважительно называет «хозяин».


Tags: Петровский переулок
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments