vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Катальная горка: Экстремальная царская забава, от которой чуть не погибла Екатерина II





Всем известно, что развлечения русских царей не всегда соответствовали современным представлениям о безопасности. Чаще всего в связи с этим вспоминается Петр I, от буйной фантазии и своеобразного чувства юмора которого пострадал не один придворный. Однако рассудительная и достаточно спокойная Екатерина II тоже имела одну страсть, которая через пару сотен лет стала популярным во всем мире аттракционом.



Это не очень известный факт, но одна из величайших императриц на русском троне обожала кататься с горок. Русская зимняя забава была очень популярна в XVIII веке. Любили ее как простолюдины, так и знать. Для обычных людей в то время зимой сооружали гигантские двускатные горы и заливали их водой.


М.-Ф. Дамам-Демартре (1763-1827), Катание с гор на Неве

М.-Ф. Дамам-Демартре (1763-1827), Катание с гор на Неве



Подобные развлечения любили и при дворе. Вот как описывает это варварское веселье жена английского посланника леди Рондо. Письмо было отправлено из Санкт-Петербурга в 1735 году при правлении Анны Иоановны:

«…сообщу вам о новом развлечении, бывшем у нас при дворе этою зимою. Из досок устроили скат, который шел наклонно из первого этажа дворца во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду, и когда она замерзла, то лили воду снова до тех пор, пока лед не сделался достаточно толстым. Придворные дамы и кавалеры садились в сани и спускались вниз. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы… Если же сани встретят какое-нибудь препятствие, то сидящий в них падает кувырком, что, как я думаю, делается для потехи. Все бывающие при дворе должны испытать такое катанье, но до сих пор никто еще не сломал себе шеи. Я очень тревожилась, чтобы меня не заставили скатиться по этой опасной машине, потому что опасалась не только сломать себе шею, но и боялась той неблагопристойности, о которой без ужаса нельзя и думать.»


Позднее, уже при Елизавете Петровне, была построена огромная катальная горка в Царском селе. Скатывались по ней в специальных колясках на колесиках, поставленных на рельсы, поэтому кататься можно было не только зимой, но и летом. Именно эта царская забава позднее стала прототипом для американских горок, которые во всем мире называют «русскими».


Катальная горка в Царском селе

Катальная горка в Царском селе



Для удобства катающихся горка начиналась не с обычной лестницы, а с балюстрады второго этажа специального павильона. Строительство всего этого развлекательного комплекса продолжалось 12 лет (начиная с разработки проекта) и было завершено в 1757 году. Проектом здания занимался сам Растрелли, а техническую часть аттракциона рассчитывал знаменитый русский инженер А.К.Нартов. Кстати, это сооружение для того времени были уникальным – спуск происходил с высоты около 20 метров, а общая длина горки составляла 270 метров. Обратно тележки затаскивались специальными катальными машинами, приводимыми в движение лошадьми.


Колясочка. Катались на таких тележках вдвоем – дама сидела, а кавалер стоял сзади.

Колясочка. Катались на таких тележках вдвоем – дама сидела, а кавалер стоял сзади.


Екатерина II была горячей поклонницей этого развлечения. В первый же год своего правления она начала строительство второго подобного увеселительного комплекса в Ораниенбауме. Здесь протяженность всего сооружения составила уже 532 метра. Архитектором здания стал Антонио Ринальди. Именно этот изящный павильон, известный теперь как «Катальная горка», и прекрасная аллея остались нам на память о царских забавах.


Павильон Катальная горка в Ораниенбауме

Павильон Катальная горка в Ораниенбауме


Сам павильон был прекрасно обставлен, и Екатерина проводила в нем торжественные приемы и мероприятия.


Павильон Катальная горка. Внутреннее убранство

Павильон Катальная горка. Внутреннее убранство




Катальная горка в Ораниенбауме. Фарфоровый кабинет.

Катальная горка в Ораниенбауме. Фарфоровый кабинет.



В 1774 году, когда строительство завершилось (длилось оно также 12 лет), этот комплекс был настоящим техническим чудом. Горка имела 4 промежуточных подъема, и поэтому была очень похожа на современные аттракционы. Три колеи суммарно были шириной около шести метров (две боковые предназначались для подъема тележек). Огромная колоннада-галерея опоясывала все это сооружение, по ее верху можно было гулять.


Макет катальной горки в Ораниенбауме

Макет катальной горки в Ораниенбауме




Катальная горка в Ораниенбауме. Реконструкция В.Гаврилова

Катальная горка в Ораниенбауме. Реконструкция В.Гаврилова



Конечно, уровень безопасности этого развлечения отличался от современного. Русский писатель и краевед XIX века М.И. Пыляев описывает такой эпизод:

"Графъ Орлов обладал необыкновенною телесною силою. Он мог удерживать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив последнюю за колесо. Он спасъ Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных въ Царском Селе высоких деревянных горах она катилась въ колеснице и медное колесо выскочило из колеи. Граф Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу".

Возможно, что этот эпизод охладил пыл императрицы к экстриму. Однако известно, что катания в Ораниенбауме продолжались до 1801 года. Затем конструкции стали постепенно ветшать без должного ухода, и в 1813 году колоннада рухнула. Разобрали ее только в 1850-м. Катальную горку в Царском селе эта же участь постигла еще раньше – ее Екатерина приказала демонтировать еще в 1792 году, причем снесли и сам павильон.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/031218/41508/?

Tags: Екатерина II, Петербург
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments