vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

За что могли бросить за борт на русском флоте


Экипаж военного корабля – мужской коллектив, нуждающийся в жесткой дисциплине. Особенно актуальна была эта истина для парусного и гребного флота, где от слаженности действий моряков зависел успех плавания, да и просто жизнь судна. Потеря матроса могла обернуться проблемой из-за банальной нехватки пары рук в трудную минуту. Поэтому смертная казнь на флоте никогда не была популярной, как в других родах войск. @


Наказания и казни на русском флоте

Решив сделать Россию морской державой, Петр I взял за образец Голландский и Британский Королевский флот. В 1720 году императором был создан «Морской устав», в котором были изложены обязанности моряков военного флота, а также предусмотрены наказания за провинности.

Базировался он на «Статьях Крюйса» — сборнике правил, составленных русским адмиралом норвежского происхождения Корнелиусом Крюйсом. Правила, в свою очередь, во многом повторяли устав Голландского военного флота. Российский «Морской устав» был достаточно мягок к матросам и офицерам и как таковой смертной казни не предусматривал (кроме наказания за одну провинность, о которой мы расскажем ниже).

Зато другие весьма «интересные» виды наказаний, которые он содержал, вполне могли заменить казнь: килевание и купание с реи. Килевание предполагало протаскивание провинившегося под днищем корабля – с одного борта на другой. Наказуемого для этого крепко связывали и крепили к протянутому под килем канату.

В зависимости от тяжести проступка процедуру могли повторять до трех раз. При этом, если тянули слишком медленно, наказуемый мог захлебнуться, а если быстро — мог получить серьезные ранения из-за ракушек, которые облепляли днище корабля.

Купание с реи выглядело следующим образом: провинившегося привязывали вверх ногами к канату, перекинутому через блок на рее, и резко опускали в воду, а потом поднимали. Процедуру также могли повторять несколько раз. Иногда до тех пор, пока шея наказуемого «случайно» не ломалась при ударе о воду или пока он не захлебывался.

Килеванием наказывали зачинщиков драки и матросов, трижды опоздавших к началу вахты. Более гуманное купание с реи назначалось для тех, кто уклонялся от авральных работ и участвовал в драке (но зачинщиком не был). Но самое суровое наказание ждало тех, кто в драке убивал товарища или причинял ему смертельное ранение.


За что наказывали смертью

Если верить книге А. А. Бочарова «Быт матросов военно-морского флота России в дальних походах середины XIX столетия», на флоте было лишь два преступления, которые карались смертью.

Первое – своевольное оставление поста или сон во время вахты. За него назначалось трехкратное килевание, остаться в живых после которого было практически невозможно.

Второе – убийство. Казнь за него была не только мучительной, но и позорной. Убийцу вместе с жертвой крепко связывали или упаковывали в мешок из парусины и, утяжелив ядрами, отправляли за борт. Делалось это, естественно, в открытом море, чтобы у преступника просто не было шансов спастись.



© Русская Семерка russian7.ru



Tags: казнь, наказание, русский флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments