vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Российский этнографический музей




Идея создания этнографического музея зародилась в Русском Географическом обществе в Санкт-Петербурге в середине XIX века и была озвучена на съезде Русского географического общества, состоявшегося в мае 1848 года. «Впервые у нас явилось намерение создать такой музей, где представлена была бы бытовая жизнь всех разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского государства. Мысль грандиозная беспримерная», — писал критик, искусствовед и общественный деятель В. В. Стасов.




К этому времени в архиве общества скопилось большое количество уникальных произведений народного искусства, присланных со всех концов России. Собрание представляло несомненную научную ценность. Представители Академии наук выступили с инициативой организации специального музея для их публичного показа. Но идея не нашла поддержки в бюрократических кругах. Только в 1867 году группе энтузиастов удалось добиться проведения этнографической выставки. Со временем на ее основе и были созданы экспозиции музея.



Решение об организации в Русском музее этнографического отдела было принято в 1895 году. Николай II, выполняя волю отца императора Александра III, выступил учредителем музея и подарил личную и специально приобретенные коллекции для основания его фондов.

Александр III
Император Всероссийский.  1881 —1894




Николай II
Император Всероссийский.  1894 —1917


В 1897 г. в результате победы на анонимном конкурсе архитектор В.Ф.Свиньин приступил к разработке проекта специального здания для двух отделов Русского музея - Этнографического и Памятного.Строительство здания в стиле русского неоклассицизма было начато в 1903 г. и закончилось лишь в 1911 г., отделка внутренних помещений и установка музейного оборудования продолжались до 1916 г. Грандиозный проект архитектора был осуществлен не полностью: помещения фондохранилищ, лаборатории, кабинеты и зал для показа коллекций Памятного отдела так и не были построены.

С 1902 года экспозиция этнографического отдела размещалась в Русском музее.

Василий Федорович Свиньин (1865-1939 г.гг.), архитектор Высочайшего двора
Автор программы реставрации и реконструкции Михайловского дворца для размещения в нем Русского музея императора Александра III (1895-98). Автор проекта и руководитель строительства здания этнографического отдела Русского музея на Инженерной ул. (1900-11). В 1903 году совершил поездки в Германию, Францию и Италию для изучения обрабатывающих машин на гранильном производстве, необходимых при работах по оформлению интерьеров музея.


Проект средней части фасада. (Этнографический отдел) «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 26


Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год.
Показан Михайловский дворец к моменту завершения его строительства (окончен в 1825 году). В правой части картины - восточный корпус дворца, перестроенный в начале XX века для нужд Этнографического музея.

Яндекс-карты



Новое здание Этнографического отдела стало первым в России сооружением, специально возведенным для музейной экспозиции. Здание не является перестроенным восточным флигелем, а самостоятельное строение, построенное на месте старого служебного флигеля.




Закладка здания Этнографического отдела при музее Александра III




Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III




Этнографический отдел Музея Императора Александра III. 1912


Здание музея расположено на площади Искусств и органично вписано в ансамбль архитектурных шедевров, фасады которых (как и сама площадь), были разработаны К. И. Росси в едином стиле с Михайловским дворцом еще в первой половине XIX века. Дальнейшая застройка площади другими зодчими велась в соответствии с этим проектом.

Фасад здания Этнографического музея



Корпус Этнографического отдела Русского музея- Российский этнографический музей. 1910-е г.г..

Фронтон здания музея украшен скульптурной группой, в центре которой – Афина, древнегреческая богиня мудрости, покровительница мастерства и ремесел.











































Архитектурной доминантой здания Российского этнографического музея является Мраморный зал, задуманный как зал-пантеон в память императора Александра III, ценителя и покровителя русского искусства.

Общему замыслу соответствует  гипсовый горельеф, выполненный скульпторами М.Я. Харламовым и В.С. Богатыревым, который отражает основную тему музейных экспозиций – этническое многообразие Российской империи.








Мраморный зал несколько изменил свой облик. После Октябрьской революции 1917 года был уничтожен памятник Александру III. Во время Второй мировой войны были повреждены потолок и стены, которые были отреставрированы в 1958 году, а в 2011 году произведена реставрация хрустального потолка и бронзовой падуги.

Сегодня Мраморный зал остается одним из самых замечательных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и является центральным выставочным залом Российского этнографического музея.

Фрагмент плана 1883 г. до постройки здания музея. Виден восточный флигель Михайловского дворца


Проект средней части фасада. (Этнографический отдел) «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 26


План 1 этажа. «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 27

Разрезы. «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 28

Tags: Петербург, музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments