vladimirtan (vladimirtan) wrote,
vladimirtan
vladimirtan

Category:

Почему Ту-144 на самом деле прекратили полеты?



«Ту-144» называли главных «чудом советского авиастроения» и «русским Конкордом». Он был призван стать главным мировым флагманом пассажирской авиации, но череда аварий свела на нет все надежды. @

Проект Никиты Хрущёва

В начале 1960-х Великобритания и  Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолёт, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полёта 2200-2300 км/ч. Прожектеры рассчитывали, что перелёт «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо привычных семи-восьми.

История Ту-144 началась в июле 1961 года в Тушино. Во время большого авиационного парада Никита Хрущев, наблюдая за полетом сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22, спросил авиаконструктора Туполева: "Андрей Николаевич, а ты вместо бомб мог бы людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся.
Никита Хрущёвт эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда».

Самолёту присвоили марку «Ту-144», строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорда» стало важнейшей политической задачей СССР.

Первый сверхзвуковой




Советские авиаконструкторы справились с задачей: «Ту-144» стал первым в мире сверхзвуковым самолётом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» - своего знаменитого конкурента. 5 июня 1969 года «Ту-144» впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолёт мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км/ч.

Обвинение в плагиате



«Конкорд» и «Ту-144» были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что несмотря на внешнее сходство, самолёты всё-таки довольно сильно отличались. Так, «Ту-144» был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» - не более 128.  Причём, несмотря на свои габариты, «Ту-144» требовалось для взлёта гораздо меньшая по размеру взлётная полоса, чем более мелкому «Конкорду».

Первая катастрофа

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тысяч зрителей. «Ту-144» совершал показательный полёт. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолёт-разведчик «Мираж-3», который проводил съёмку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения советский экипаж совершил слишком рисковый манёвр, самолёт перешёл в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолёта упали на жилые районы. Было разрушено пять домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все шесть человек на борту «Ту-144», а также восемь человек на земле, включая трёх детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.

Начало регулярных авиаперевозок



Несмотря на случай в Ле-Бурже, 1 ноября 1977 года «Ту-144» совершил свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата». Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). Для сравнения стоимость билета на рейс «Москва – Алма-Ата», совершаемый на другом пассажирском самолёте, составляла 48 рублей.


Вторая катастрофа



23 мая 1978 года модернизированный «Ту-144» совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку – в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел.

1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки «Ту-144»-
расход топлива у такого лайнера был просто нереальный, как и у Конкорда. Но у Конкорда было коммерческое применение - богатые люди были готовы платить за быстрый трансатлантический перелет. В условиях СССР такое сокращение времени перелета было просто не нужно и не оправдывало колоссальный расход топлива. Главная задача ТУ была показать, что советское авиастроение не хуже западного, и он эту задачу выполнил.


Tags: «Конкорд», «Ту-144», авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments